05.07.2013 10:20
    Поделиться

    Мать нового катарского эмира сосредоточила в руках власть над страной

    Матриархат в мусульманском государстве кажется чем-то невообразимым. Но у Катара есть все шансы стать исключением из правил. А все благодаря мудрой, амбициозной и властолюбивой матери нового эмира - шейхе Мозе.

    После неожиданного отречения шейха Хамад бин Халифа Аль Тани в пользу своего сына все только и говорят, что новый эмир находится под каблуком матери. А эксперты идут и того дальше, отмечая, что идея беспрецедентной в истории эмирата передачи власти принадлежит именно ей.

    Моза бинт Насер аль-Миснед прирожденный комбинатор. Она родилась в семье видного катарского торговца. Из-за ссоры с прежним эмиром отец Мозы впал в немилость, и семье пришлось переехать в Египет, а затем в Кувейт. Девочка росла в атмосфере изгнания и обиды на эмира Катар. За границей он получила среднее образование и довольно прогрессивные взгляды на жизнь. К традиционному воспитанию и чувству уважения патриархального строя, прибавилось осознание того, что женщина тоже многого может добиться в жизни, если захочет. Когда девушке было 18 лет, она познакомилась с наследным принцем Катара Хамад бин Халифа аль-Тани, который помогал ее отцу вернуться на родину. Трудно представить партию выгоднее наследника Катара. И все же Моза не торопилась выйти замуж. Сначала она поступила в Университет Катара на факультет психологии, стажировалась в престижных американских университетах. Казалось бы, зачем диплом, если девушка вот-вот станет членом королевской семьи. Но Моза твердо стояла на своем и не бросила учебу даже после замужества.

    Попав в королевский дворец, Моза сразу же поняла, что там нужно быть сильной, чтобы выжить. Интриги, козни первой жены шейха Хамада, непрерывная борьба за власть - всему этому девушке пришлось обучиться за короткое время. Вскоре придворные стали замечать, что молодая женщина обретает все большую власть над своим мужем. Теперь эксперты не исключают, что даже свержение отца Хамада, в 1995 году во время отпуска в Швейцарии было очередными кознями Мозы. Впрочем, тогда об этом еще никто не задумывался. Был важен результат: шейх Хамад стал новым эмиром, а шейха Моза подобралась максимально близко к власти.

    В странах персидского залива эта женщина вызывает одновременно восхищение и раздражение. Ни одна из жен монархов не появлялась так часто на публике, как Моза. Ее элегантный стиль и утонченный вкус вызывает восхищение европейских дизайнеров. А мусульмане не перестают возмущаться тем, что она носит подчеркивающие фигуры платья и покрывает голову тюрбаном, совсем позабыв о традиционной черной абае.

    Но что еще возмутительнее для мусульман - Моза активно вмешивается в общественную и политическую жизнь: имеет ряд государственных и международных должностей, возглавляет Фонд образования, науки и общественного развития Катара и является спецпосланником ЮНЕСКО. А в 2010 году шейха получила звание дамы-командора ордена Британской империи.

    О том, какое влияние в Катаре имеет Моза ходят легенды, она даже вошла в список 100 самых могущественных женщин мира по версии журнала "Форбс". Те, кому доводилась иметь дело с фондом шейхи, восхищаются ее трудоспособностью и целеустремленностью. Но не преминут съязвить, что офис фонда напоминает "змеиное гнездо".

    Действительно, у Шейхи Мозы жесткий характер. Но иначе она бы просто не смогла отстоять свое место под солнцем. Поговаривают, что шейх Хамад женился в третий раз на зло Мозе, тем самым демонстрируя, что ее власть небезгранична. Но все равно ни одна другая женщина не смогла сравниться с Мозой, которая к тому времени стала знатоком дипломатического протокола и международного этикета, ведь именно она сопровождала мужа во всех зарубежных поездках. И совпадение ли, что именно во время правления шейха Хамада маленький Катар сумел превратить газовые ресурсы в финансовое процветание и закрепить связи с Лондоном?

    "Настал час Мозы", - твердят эксперты, комментируя передачу власти в Катаре. И у таких заявлений есть серьезные основания. Несмотря на то, что чисто формально статус Мозы понизился, ведь она уже не супруга правящего эмира, она обладает властью над своим сыном, гораздо большей, чем над мужем. Она тщательно оберегает его от влияния различных политических сил Катара. Поэтому первым политическим решением нового эмира - стала отставка премьера шейха Хамада бен Джассима аль-Тани - человека, чьи политические взгляды не раз досаждали Мозе.

    В 53 года шейха Моза вдоволь насладилась публичной жизнью, и теперь готова пропустить на первый план сына, разумеется, не переставая контролировать все происходящее. Отыщется ли в современном арабском мире вторая такая могущественная женщина?

    Поделиться