04.07.2013 23:29
    Поделиться

    Ректор КФУ: Вузам России по силам войти в топ-100 мировых университетов

    Как российским вузам добраться до верхних строчек мировых рейтингов
    О том, что мешает нашим вузам попасть в топ международных рейтингов, каковы минусы зарубежного образования, насколько вырастут зарплаты у преподавателей, и многом другом "РГ" рассказал ректор Казанского (Приволжского) федерального университета профессор, доктор экономических наук Ильшат Гафуров.

    На этой неделе в Казани откроется Универсиада-2013. Каково участие федерального университета в XXVII Всемирных студенческих летних играх? И вообще, много ли хлопот они доставили вузу?

    Ильшат Гафуров: В том, что это событие состоится у нас, огромная заслуга казанского студенчества, в том числе нашего университета. Я как ректор, да и как житель Казани вижу в этом много плюсов. Город преобразился, улучшилась дорожная и спортивная инфраструктура. Тысячелетняя Казань стала красивым молодым европейским городом.

    Казанские вузы получили дополнительные конкурентные преимущества, поскольку абитуриенты выбирают не только вуз, но и город, в котором будут жить. КФУ принимает самое активное участие в подготовке Универсиады: каждый пятый спортивный волонтер из двадцати тысяч - наш студент. И, конечно, в сборной России на Универсиаде представлены студенты и аспиранты Казанского университета.

    Но Универсиада для нас - это не только хлопоты. После нее останется большое наследие. Очень приятно, что нашему университету перейдет ряд спортивных комплексов и значительная часть Деревни Универсиады, где будут проживать иногородние студенты. На сегодня мы единственный вуз в стране, который на 100 процентов обеспечивает их жильем. А ведь в строительство этих объектов были вложены огромные средства, и вряд ли университет мог бы своими силами свершить такое.

    Недавно исполнилось три года с того момента, как вы возглавили КФУ. Все очень смутно тогда представляли, что такое федеральный университет. Объединение нескольких вузов многих пугало. Что же представляет собой университет сейчас? Хватило ли трех лет для решения всех организационных вопросов?

    Ильшат Гафуров: Конечно, объединение - процесс непростой. Долгое время, почти 70 лет, эти вузы работали самостоятельно, у них сложились свои традиции и порядки. Но мы все сделали достаточно быстро, практически в течение полугода. Всего в состав Казанского федерального университета вошло шесть вузов, расположенных на территории Татарстана.

    Сформирована новая образовательная структура из 19 институтов, двух факультетов и трех высших школ, внедрена новая распределенная система педагогического и инженерного образования. Суть ее в том, что подготовка по этим направлениям осуществляется на базе профильных институтов и факультетов. То есть учителей физики готовят в Институте физики, преподавателей химии в Химическом институте и так далее. Вместе с тем в наших филиалах сохранилась традиционная схема подготовки педагогов и инженерных кадров.

    Таким образом, у нас сейчас две образовательные модели, и мы имеем возможность оценивать их преимущества. КФУ предлагает большой объем дополнительного профессионального образования. Сверх того, у нас сосредоточены основные центры по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, а также работников сферы образования Республики Татарстан.

    Мы можем с полным основанием говорить и о новом качестве научной работы. Сейчас в КФУ ведутся исследования по 28 направлениям: 13 естественно-научных, 10 гуманитарных и 5 междисциплинарных. Открыто и модернизировано более 130 лабораторий.

    Чем больше и сложнее конструкция, тем важнее, по-видимому, правильно определить приоритеты?

    Ильшат Гафуров: Согласен. Мы тщательно анализировали мировые тренды, сопоставляли их с нашими наработками, возможностями и в результате пришли к выводу, что приоритетными для КФУ должны стать биомедицина, биотехнологии, инфокоммуникационная сфера, нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия, а также гуманитарное направление.

    Первое направление - это вообще глобальный научный приоритет. Львиная доля исследований и научных публикаций последних лет посвящена живым системам, и, пожалуй, в первую очередь человеческому организму. Внимание к инфокоммуникационным системам тоже вполне объяснимо. Цивилизация переходит к экономике знаний, основанной на обработке и передаче гигантских массивов информации. Не случайно Татарстан сегодня позиционирует себя как IT-центр федерального масштаба.

    Нефтехимический приоритет КФУ вообще не нуждается в комментариях: все-таки в Татарстане, да и в России в целом, это традиционно ведущая отрасль.

    Сложнее с гуманитарной сферой. Не скрою, есть коллеги, которые полагают, что это направление мало что дает университету с точки зрения репутации и продвижения в рейтингах. Действительно, в этой области сложно сказать что-то новое. А соответственно, непросто опубликоваться в индексируемых научных изданиях. Однако университет призван не только накапливать и транслировать знания, но и воспитывать социально ответственных граждан. А это как раз важная миссия общественных наук. Поэтому гуманитарное направление всегда будет одним из наших приоритетов.

    В чем смысл открытия в КФУ Института фундаментальной медицины и биологии при "живом", как говорится, Казанском медуниверситете?

    Ильшат Гафуров: Сегодня медицина биологизируется. Мы будем выпускать врачей с серьезной исследовательской составляющей. Каждый из них будет органично сочетать передовую науку с клинической практикой и двигать вперед и то и другое. Перед нами стоит задача превратить институт в признанный центр лабораторной и клинической медицины на основе междисциплинарной интеграции биомедицины с другими науками, включая химию, физику, математику и информатику.

    Руководство республики передало нам в качестве базовой клиники Республиканскую клиническую больницу N 2 на 1000 коек. Здесь наши студенты смогут проходить практику. К октябрю-ноябрю мы откроем центр трансляционной медицины, что позволит быстро внедрять результаты фундаментальных исследований. Медицина тесно связана с фармацевтикой. Сегодня наш университет включен в федеральную программу "Фарма-2020", мы получили 900 миллионов рублей на создание соответствующей инфраструктуры.

    Между тем президент РФ поставил задачу ведущим университетам страны к 2020 году войти в топ-100 лучших вузов мира. Среди них должен быть и Казанский федеральный университет. Насколько тяжело пробираться вверх по рейтингу?

    Ильшат Гафуров: Задача непростая, но реализуемая. Российские ученые никогда не были слабыми. Об этом свидетельствует их востребованность за рубежом. Другое дело, что нам нужно научиться работать с рейтинговыми агентствами, ведь в их оценках играет роль не только результативность, но и определенные технические факторы. Это количество научных публикаций, патентов, сумма зарабатываемых вузом средств, а также средств, затрачиваемых на НИОКР, развитость инфраструктуры и другое. Немаловажное значение имеет бренд университета, его узнаваемость.

    Другая сторона вопроса - участие в образовательном процессе видных зарубежных ученых. Их приглашение, требующее серьезных затрат, позволяет вузу набрать очки в рейтинговом соревновании. Но не факт, что это всерьез способствует повышению качества образования.

    Так что рейтинги не могут быть самоцелью для университета. Хотя они, конечно, важны. Мы сейчас активно развиваем партнерские отношения с зарубежными вузами, входящими в топ-100, потому что такое сотрудничество всегда подтягивает. С нового учебного года многие занятия в университете начнем проводить на английском языке, что позволит рассчитывать на приток большего количества зарубежных студентов и также повлияет на позиции в рейтинге.

    Вы являетесь доверенным лицом президента РФ Владимира Путина. Ощущаете ли, что власть поддерживает высшее образование в стране в целом, и Казанском университете в частности?

    Ильшат Гафуров: Начну с того, что, когда мне предложили стать доверенным лицом, я с готовностью согласился. Считаю, что именно благодаря ему изменилась наша страна. Я очень хорошо помню, какой она была в 90-е годы, и вижу, какой стала сейчас. Проблем не меньше, может, их даже больше сегодня. Но каких? Раньше не знали, как людям выдать пенсии, где взять деньги на зарплаты. А сегодня мы ломаем головы над тем, не дороговато ли обойдется скоростная железнодорожная магистраль Москва - Казань, где выкроить земельные участки для безвозмездного выделения многодетным семьям.

    Что касается поддержки вузов и науки в целом со стороны государства, то за последние годы финансирование отрасли выросло в десять раз. Конкретно по нашему университету могу сказать, что третий год реализуется утвержденная правительством РФ Программа развития КФУ на 2010-2019 годы, и мы получаем по ней очень ощутимые средства.

    Кроме того, развивается система грантов. Отмечу, что практически все мегагранты Казанский университет выиграл. По 218-му постановлению правительства РФ, которое предусматривает поддержку совместных проектов вузов и предприятий, мы получили свыше 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Проекты успешно завершены, что позволило взять еще грант на 1 миллиард 140 миллионов рублей. Это большой плюс к доходам КФУ. Благодаря этой поддержке сегодня при КФУ действует более 30 малых инновационных предприятий, открываются опытные производства, создаются инжиниринговые центры. В результате мы стали не только учебно-научным заведением, но и в какой-то степени холдингом.

    Таким образом, у вас нет вопросов, которые требуют решения на государственном уровне?

    Ильшат Гафуров: Почему же? В ситуации, когда мы сильно отстаем от наших зарубежных партнеров по условиям финансирования, я считаю, необходимо разработать механизмы, мотивирующие бизнес вкладывать в университеты.

    Второй вопрос. Нужно разрешить муниципальным образованиям и субъектам РФ напрямую финансировать вузы федерального подчинения.

    И третье. Важно дать университетам свободу самостоятельно зарабатывать средства.

    Кстати о зарплате. Повысилась ли она у преподавателей после того, как вуз стал федеральным?

    Ильшат Гафуров: С 1 сентября базовые ставки у нас поднимаются очень высоко, где-то на 50 процентов. Ассистенты будут получать от 20 тысяч рублей. А заведующие кафедрами - 40 500 рублей. Хочу подчеркнуть, что речь здесь идет лишь о базовых окладах, без грантов и мотивационных выплат.

    Мы в стенах университета пытаемся создать все условия для самореализации наших сотрудников и студентов. Они должны зарабатывать на своем интеллекте, как реализуя проекты по грантам и хозяйственным договорам, так и работая в малых инновационных предприятиях.

    Российские вузы давно ругают за то, что они плодят невостребованных специалистов. А ваши выпускники без труда находят работу по специальности?

    Ильшат Гафуров: У нас не было случая, чтобы, скажем, выпускник юрфака не нашел работу. Не обязательно она должна быть связана с юриспруденцией. Это не узкопрофильная специальность.

    Но диплом не всегда характеризует базовые знания его обладателя. Поэтому сегодня поднимают вопрос об общественной аккредитации вузов. Например, Ассоциация юристов России провела у нас такую процедуру. Так и должно быть. Профессиональное сообщество само оценивает качество подготовки специалиста.

    Со Сбербанком мы создали корпоративный университет. Наши преподаватели готовят, так сказать, первичных специалистов, а затем Сбербанк с ними работает. Отбирает будущих сотрудников. По сути, они проводят отраслевую аккредитацию. Аналогичный проект у нас с полпредом президента РФ в ПФО по линии малой академии госслу жбы. Из разных институтов мы подбираем специалистов, которые хотят посвятить себя государственной службе. Студент продолжает учиться по основной специальности, получает диплом, но станет чиновником, поскольку с третьего курса осваивает дополнительные знания...

    Мне кажется, в качестве критерия эффективности вуза нужно ввести термин "успешность". Есть много примеров, когда люди нашли работу не по профилю, но состоялись.

    Немало людей болезненно восприняли трансформацию, произошедшую с Казанским университетом. Бытует мнение, что у него утрачен университетский дух.

    Ильшат Гафуров: Иначе и не могло быть. любые изменения проходят болезненно. Но я не согласен с тем, что университетский дух пропал. Да, проблема есть: почти в пять раз увеличился университет. И наша задача сформировать новую корпоративную культуру. Это сложно, но мы уже начали этот процесс.

    А вы сами хотели бы, чтобы ваши дети и внуки получали высшее образование в России?

    Ильшат Гафуров: Мои дочери окончили Казанский финансово-экономический институт, старшая стала кандидатом наук. Сейчас обе получают второе высшее на юрфаке КФУ. В стране много хороших вузов, как бы ни пытались принизить уровень отечественного образования. Что касается внука, то, уверен, он будет учиться в России. Надеюсь, в Казанском федеральном университете.

    Справка "РГ"

    Казанский федеральный университет, основан в 1804 году. За двухсотлетнюю историю он дважды радикально менял свой статус. В 1918 году вуз из "императорского" превратился в "государственный", а в 2010 году стал "федеральным". Сегодня он один из старейших и из крупнейших вузов в России. Здесь обучаются около 50 тысяч студентов, работают 7 тысяч преподавателей и сотрудников. Профессорско-преподавательский состав КФУ на 73 процента состоит из кандидатов и докторов наук, треть преподавателей моложе 35 лет. Здесь работают 25 действительных членов и членов-корреспондентов РАН и АН РТ.

    Казанский (Приволжский) федеральный университет

    Телефон (843) 233-71-09

    Е-mail: public.mail@kpfu.ru

    Поделиться