04.07.2013 13:10
    Поделиться

    В Великобритании проходит выставка королевских нарядов

    Лондон выставил на всеобщее обозрение неземную роскошь - наряды своих королев и принцесс. Заглянуть в гардеробы Ее Величества Елизаветы Второй и принцессы Дианы пригласили и вашего корреспондента в Лондоне.

    Красиво жить не запретишь - мое рабочее утро начинается с чашки кофе в королевском Кенсингтонском дворце. В том самом, где не слишком счастливо жила когда-то легендарная Диана и где вскоре должны будут поселиться ее старший сын с женой и с новорожденным наследником или наследницей британской короны. Любезный дворцовый персонал подтверждает: "К концу лета, началу осени - ожидаем". Кейт Миддлтон, в замужестве герцогиня Кембриджская, станет таким образом первой принцессой XXI века, поселившейся в знаменитом дворце.

    Диана не дожила до нынешнего столетия. Смотреть на ее прекрасные, выставленные за стеклом платья, знакомые всему миру по обложкам ведущих журналов мира - грустно. Два платья "народной принцессы", как окрестили Диану с легкой руки Тони Блэра, благотворительная организация "Исторические королевские дворцы" купила за 130 тысяч фунтов на мартовском аукционе, где торговали Дианиным гардеробом. Эти платья тоже выставили нынче на открывшейся выставке. Сыновья Дианы, принцы Уильям и Гарри, материнских платьев на аукционе приобретать не стали. В Британии это объяснили тем, что  у принцев, мол, и без того достаточно памятных вещей о матери. У простого народа памятных вещей о королеве и принцессе нет, поэтому нет и сомнений, что открывшаяся в четверг в Кенсингтонском дворце уникальная выставка "Модные правила", соберет со всего мира  публику, жаждущую воочию увидеть, как же одевались прекрасные венценосные дамы Соединенного Королевства и каковы же они, модные правила, для монаршьих особ.

    - А у этих платьев случайно не заколоты булавками талии, как это делают на витринных манекенах, чтобы смотрелось эффектнее ? - с таким вопросом я обращаюсь к главному куратору выставки Трейси Борман. Мой вопрос спровоцирован подозрением, что столь неправдоподобно осиных талий, какие я вижу у бальных нарядов Елизаветы и ее младшей сестры Маргарет, в природе не бывает. Пусть даже и в королевской природе. "Нет, мы ничего не закалывали, - заверяет меня Трейси. -  Их талии в самом деле были такими тоненькими". Вот вам и первое модное правило королев: следить за своей фигурой. Елизавета II сохраняла изящество статуэтки долгие десятилетия. Уже без малого сорокалетняя дама, мать троих детей, Елизавета Вторая смотрелась в  бальных платьях и вечерних туалетах настоящей сказочной ... королевой. В парадном, расшитом жемчугом шелковом платье цвета устриц, Ее Величество открывала пол века назад парламент в Новой Зеландии. В числе прочих своих "исторических" нарядов Елизавета Вторая передала "устричное" платье для выставочной экспозиции.

    Ни одного яркого цветом, ни одного кричащего модной экстравагантностью наряда я в гардеробе Ее Величества не увидела. Лишь льющиеся женственные ткани нежного персикового, дымчато серого, слоновой кости оттенка сшитые по лекалу взятому как будто бы у вечности. Дизайнер Норман Хартнелл, один из главных "портных", одевавших Ее Величество со времен королевской свадьбы, сказал о принципе "королевского одевания" вот что: "Как правило, дамы из королевской семьи носят одежду светлых оттенков, потому что такие цвета более различимы на фоне огромного скопления народа".

    Вот оно, второе правило модного королевского гардероба: хотите выделиться из толпы - одевайтесь светло. Черное королевский протокол предписывает носить только в качестве траура и в знак скорби. Но для Дианы черный цвет, как свидетельствуют ее биографы, был любимым. И именно черное платье с кокетливо обнаженными плечами стало одним из самых прославленных нарядов легендарной принцессы: в нем Диана танцевала с Траволтой после банкета у  Рейганов в Белом доме. Это платье и вошло в историю как "платье Джона Траволты".

    Совершавшая поначалу досадные ошибки в стиле своих нарядов - гигантские горохи на  платьях, нелепые аляповатые шляпки и убийственной  ширины плечи  пиджаков - Диана выросла в признанную королеву стиля. Однажды, будучи на приеме в российском посольстве в Лондоне и порядком опоздав на этот прием,  я увидела стоявшую ко мне спиной даму, которая была среди толпы и  - вне толпы. Поразительно стройная, высокая с безукоризненно прямой спиной и горделивой посадкой головы, эта дама, одетая в довольно простой светло-голубой костюм и классические туфли "лодочки", чем-то резко отличалась от остальных. "Кто это?" - спросила я у стоявших рядом со мной коллег. "Это Диана!" - ответили мне. То ли услышав свое имя, то ли по случайному совпадению, принцесса обернулась в нашу сторону и улыбнулась тепло и просто, как если бы мы были знакомы давно...

    Вчера, на выставке в Кенсингтонском дворце, я видела ее пышные наряды. Роскошный, алого цвета вечерний туалет  от британского дизайнера Брюса Олдфилда, которое Диана надевала во время королевского визита в Саудовскую Аравию. Известное по фотографиям,  но ранее не выставлявшееся для публики темно-синее бархатное "танцевальное платье" работы британского дизайнера Жака Азагури. Это платье купил в 1997 -м на аукционе Christies в Нью-Йорке журнал "PEOPLE", на чьей обложке Диана появлялась 57 раз. Поражал своей воздушной легкостью вечерний туалет с одним плечом, сшитый для принцессы лондонским дизайнером Кэтрин Уолкер, ставшей впоследствии близкой подругой Дианы. Но вот что любопытно : даже в белой блузке и джинсах, в спортивных туфлях и в куртке, Диана все равно оставалась принцессой. Точно также, наверное, как остаются принцессами все женщины, умеющие держать голову так, как если бы на ней была корона.

    Как рассказали мне кураторы выставки в Кенсингтонском дворце, венценосные особы вынуждены следовать и еще одному незыблемому правилу - одеваться дипломатично. Сие означает, что в ходе зарубежных визитов члены королевской семьи выказывают знак уважения принимающей их стране тем, что вводят в свой наряд некий национальный элемент этой страны. Так отправляясь в 1959-м с официальным визитом в Канаду, страну, входящую в Содружество наций и, стало быть, признающую британскую корону, Елизавета сшила себе платье украшенное цветочками наподобие тех, что произрастают в этих краях. Посещая в 1961-м Пакистан, на торжественный банкет королева надела наряд в национальных цветах Пакистана. И "канадское" и "пакистанское" платья Ее Величество также отдала на выставку в Кенсингтонском дворце.

    Именно благодаря королевским дамам британских дизайнеров знает сегодня весь мир. Патриотизм монаршьего гардероба очевиден - его пошивают лучшие портные Альбиона, но не портные иностранные. Ее Величество, кстати сказать, никогда особой модницей не была, да и не особенно стремилась транжирить деньги на наряды. Правда, на свадебное платье молодой принцессе Елизавете потратиться пришлось: сшитое одним из лучших британских модельеров Норманом Хартнеллом, оно  стоило грандиозную по тогдашним временам сумму - более тысячи фунтов. В послевоенные годы, когда продукты и одежду британцы получали по карточкам, так сильно тратиться было вроде как неловко. Но что поделать - королевская свадьба на то и королевская свадьба, чтобы быть пышной. Возник, правда, переполох по поводу происхождения шелка на невестин наряд. Британские парламентарии забеспокоились, было, что он выработан в Японии, которая была для Британии в годы войны врагом. По счастью, шелк оказался китайским.

    Из такого же персикового оттенка шелка как и  у королевы, было сшито и свадебное платье Кейт Миддлтон. Платьев Кейт пока  на выставке нет. Но нет сомнений, что моду XXI века будет во многом определять и эта венценосная молодая дама. Поэтому ее выставки еще впереди.

    Поделиться