03.07.2013 15:34
    Поделиться

    В Екатеринбурге показали новый фильм Алексея Федорченко

    Новый фильм Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари" после Рима и Сочи увидел Екатеринбург. Ошеломляющую "Историю О" в марийском исполнении показали екатеринбуржцам в рамках фестиваля Коляда-Plays. Прокат фильма начнется в сентябре, тогда же пройдут премьеры в Москве, Екатеринбурге и Йошкар-Оле. Корреспондент "РГ" встретился с режиссером, чтобы прояснить вопрос об идеале марийской красоты.

    На Девятом съезде марийцев отметили, что ваш фильм поднимает народ мари на всемирную высоту. На форумах высказывается и противоположное мнение - вроде того, что "у нас секса нет". Где же, на ваш взгляд, истина?

    Алексей Федорченко: Первые уже фильм видели, а вторые - наоборот. Свое возмущение они высказывали, не посмотрев фильм. Так что подождем премьеры, а потом уже будем анализировать. К тому же на марийских сайтах (как и на русских, и на любых других националистических) водятся, в основном, воспаленные и оголтелые патриоты.

    Есть типичные признаки марийского патриота? Или они, как все, - бритые и в берцах?

    Алексей Федорченко: Я их в глаза никогда не видел.

    Ваш сценарист, прекрасный прозаик Денис Осокин считает "Небесных жен" проявлением самого высокого патриотизма. Красноуфимский район Свердловской области, действительно, такая волшебная территория?

    Алексей Федорченко: Там мы снимали три четверти фильма - в селах Верхний, Нижний, Средний и Малый Бугалыш, Марийские Ключики, Малая и Большая Тавра, Сарса, Марийский и Русский Усть-Маш. Остальная натура - в Марий Эл. В Артинском районе Свердловской области снят только один эпизод, на заводе, где делают косы.

    Не названия, а песня. Часто ли там по дорогам шатаются зомби, как показано в вашем фильме?

    Алексей Федорченко: Случается…

    И в этих случаях помогает только полиция? Тот же Осокин называет марийских милиционеров "колдунами средней руки"…

    Алексей Федорченко: Когда мы снимали сцену укрощения мертвеца, то консультировались с местным отделом милиции по поводу табельного вооружения. Потому что каждый марийский милиционер имеет при себе не только пистолет, но и волшебный амулет от зомби и другой нечисти.

    Табельный амулет, наверное, многофункциональный, как дубинка?

    Алексей Федорченко: Много лучше. Вообще в фильме есть много примеров практической магии, и я думаю, что он станет настоящим учебником для марийской молодежи, которая со всем этим не знакома. А взрослые все это уже забыли. В фильме мы ничего не придумывали - мы реконструировали и вспоминали.

    Проясните тогда, пожалуйста, эпизод с киданием копыт в девушек-невест и обливанием киселем. Так принято?

    Алексей Федорченко: Киселем не обливаются, его пьют на празднике Киселя. Это поминальный день, который постепенно претворился в девичник. Рецепт киселя значения не имеет: используется и овсяный, и ягодный, и хмельной - какой сделаешь.

    Надо сказать, что в Красноуфимском районе, в каждой марийской деревне, в отличие от русских сел, обязательно есть дом культуры - с коллективами, ремеслами, где учат марийский язык, который не преподают в школе. Они возрождают праздники, например, Шoрык-Йол, святки иначе говоря. Или 14 января - праздник овечьей ноги. Девушкам тогда было положено гадать: в темном овине они хватали овец за ноги…

    Зачем?

    Алексей Федорченко: Гадали на блондина или брюнета: какую овцу за ногу удержишь.

    Каким образом вы добились языковой универсальности? Фильм-то иноязычный, но осознаешь это только много позже просмотра.

    Алексей Федорченко: Да, я тоже это заметил.… В Иваново фильм случайно показали без русского текста, но с английскими титрами, что никак не повлияло на восприятие зрителей.

    Фильм сделан на луговом марийском языке. В Красноуфимском районе язык другой - диалект. Мари пришли сюда 500 лет назад, и язык сильно поменялся под чуждым влиянием. На тонировке приходилось много править, чтобы добиться правильного звучания. Хотя на площадке у нас работал профессиональный педагог марийской речи, все равно многое пришлось переделывать.

    У ваших героинь, как на подбор, совершенно невероятные, внеземной красоты лица - как у каких-нибудь аватаров. По какому принципу вы проводили кастинг?

    Алексей Федорченко: Я отбирал лица по некоему налету финскости, как я это называю. До кастинга мой кабинет был обвешан фотографиями марийских лиц. И по ним я сверял каждое лицо актрисы. Именно такие типажи есть у марийцев. Они очень разные - по форме лица, по высоте скул, с узкими или, наоборот, круглыми глазами, - но в целом они создают именно ту картину, которой мы добивались.

    Красавицу-любовницу Ветра вы где нашли?

    Алексей Федорченко: Я ее заметил на фестивале в Праге - на экране компьютера нашей актрисы Юлии Ауг. Она ее дочь. Тогда ей было двенадцать лет, а в "Женах" она снялась в выпускном классе.

    Если продолжить тему необычных лиц - что-то я лемурчика Спартака из екатеринбургского зоопарка не заметила…

    Алексей Федорченко: Он сыграл роль вувера - овражного черта, которого муж Яны Трояновой бежит стрелять.

    А как сделана роль здоровенной голой лесной "нимфы"?

    Алексей Федорченко: В Санкт-Петербурге есть замечательный актер Борис Петров, бывший баскетболист, ростом 2 метра 20 сантиметров, который достаточно много снимается в эпизодах. Я увидел его в фильме Хлебникова "Свободное плавание", и почти не сомневался. Мы долго искали, кто бы нам сделал женские формы, пока не нашли компанию, которая сделала нам и грудь, и бедра.

    Будете еще его снимать?

    Алексей Федорченко: Да всех постараюсь, мне нравится наш коллектив. Но в "Ангелах" будут и новые лица.

    Пригласите звезд за большие гонорары?

    Алексей Федорченко: Как раз не звезд. Есть очень много хороших актеров, которые не используются в кино, а известны только в своих театрах, в маленьких городках. Сейчас, например, ходил на спектакли Коляда-Plays: на этом фестивале можно набрать актеров на любой фильм.

    Где вы будете снимать?

    Алексей Федорченко: Хочется хотя бы половину снять в Свердловской области. А половину - в Казымской тайге.

    Это где?

    Алексей Федорченко: В Хантах, на границе тайги и тундры. До Ханты-Мансийска долетим самолетом, а дальше - на оленях.

    Там же вас мошка съест.

    Алексей Федорченко: Мы будем снимать в сентябре, когда ее уже нет, и в ноябре, когда снег лежит.

    Кстати

    Бюджет десятого фильма Алексея Федорченко "Небесные жены луговых мари" составил два миллиона долларов: половину оплатило Минкультуры РФ, остальное - частные инвесторы. Фильм состоит из 23-х новелл с 25-ю "женами" (в двух новеллах - по две героини). Сейчас Федорченко запустил новый фильм - "Ангелы Революции", в четвертый раз взяв за основу сценарий Дениса Осокина (первыми были "Овсянки"). Минкультуры РФ также частично оплачивает "Ангелов", причем на министерском конкурсе сценариев они заняли второе место.

    Поделиться