01.07.2013 23:47
    Поделиться

    Предпринимательский потенциал вузов будут оценивать по новой методике

    Технологические бизнес-успехи университетов оценят по новой методике
    Предпринимательский потенциал вузов в технологической сфере будут оценивать по новой методике. Изменения внесены в блок "Инновации и предпринимательство" (ранее - "Инновации и коммерциализация") Национального рейтинга университетов (НРУ). Совместно с Центром образовательных разработок Московской школы управления Сколково была разработана методика, основанная на анализе как качественных, так и количественных данных, получаемых в ходе опросов преподавателей, студентов (старшекурсников и аспирантов) и выпускников вузов.

    Какие же изменения произошли? Прежде всего при оценке уровня развития инновационного предпринимательства в вузе был снижен с 0,2 до 0,1 вес числа созданных вузом МИПов (малых инновационных предприятий). Как рассказал руководитель исследовательской группы НРУ Алексей Чаплыгин, прошедшие в течение 2012 года обсуждения показали слабый уровень работоспособности схемы, предложенной N217-ФЗ. По словам эксперта, слишком велика заорганизованность, к тому же множество запретов не позволяют вузу выводить МИП на продажу, а вынуждают держать его при себе "вечно". Однако в любом случае этот пункт остается показателем уровня развития предпринимательства в вузе.

    - К сожалению, вузовские МИПы создавались поспешно, без наличия четкой бизнес-модели, - отметил директор Центра коммерциализации технологий НИТУ "МИСиС" Александр Корзников. - Они не имеют ни текущего денежного потока, ни инвестиционных средств для своих разработок, технологий и продуктов. Ограничения на уменьшение доли вуза и сложность ее отчуждения практически блокируют привлечение венчурного финансирования. Я считаю, что МИПы вузов будут эффективны как инструмент коммерциализации только после снятия с них и университетов ограничений по передаче исключительных прав и распоряжению долями МИПа. Ограничения, накладываемые из опасения нерационального использования прав, приводят к нулевому результату.

    Также по новой методике вместо суммарного числа заявок, зарегистрированных в патентном ведомстве, применен более адекватный показатель - портфель национальных и международных патентов, поддерживаемых вузом. Портфель патентов используется европейскими оценщиками предпринимательства, поэтому при разработке новой методики отечественные эксперты - представители институтов развития и высокотехнологичного бизнеса - также посоветовали ориентироваться на портфели национальных и международных патентов. "Патентная активность некоторых вузов довольно высока, но с лицензиями совсем туго. Есть проблемы с выделением довольно значительных средств на поддержание патентов, так как возврат средств проблематичен. Есть и проблемы с чрезмерным контролем учредителя вузов (государство в лице минобрнауки и других ведомств)", - отметил Чаплыгин.

    В дополнение к оценке участия вуза в создании техплатформ введена оценка участия вуза в программах инновационного развития госкорпораций. Также введена оценка создаваемых и реализуемых вузом образовательных программ (основных и дополнительных) в сфере развития предпринимательства. По словам Алексея Чаплыгина, это направление "модно", активно развивается в сильных вузах, в том числе в социально-экономических, поддерживается технологичным бизнесом, региональными и федеральными властями.

    В новую методику введена оценка занятых на объектах инновационной инфраструктуры вуза. Фактически это дополнительные рабочие места, связанные с бизнесом, создаваемым и самим вузом, и выпускниками, и компаниями, сотрудничающими с вузом. "При этом повышается адекватность оценки развития инновационной инфраструктуры вуза, тем более если все это рассматривать в контексте риторики о создании 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест к 2020 году", - отметил Чаплыгин.

    Из оценки был изъят показатель "доля дохода от коммерциализации разработок в общем бюджете вуза". Это связано с тем, что до сих пор не налажена системная работа по управлению интеллектуальной собственностью и коммерциализации результатов НИОКР. Однако создатели новой методики отмечают и сдвиги - в большинстве вузов возникают и растут специальные подразделения по управлению ИС и подразделения по коммерциализации - продаже лицензий, управлению результатами интеллектуальной деятельности (РИД). Доля хоздоговорных работ в общем объеме бюджета вуза была заменена на долю затрат на НИОКР в общем объеме затрат вуза - именно так хотят видеть этот показатель и управленцы, и академическое сообщество.

    - Многие воспринимают коммерциализацию НИОКР только как продажу патентов или создание дочерних предприятий, - отметил Александр Корзников. - При этом забывают про третий вариант - получение и выполнение НИОКР по заказу бизнеса. Коммерциализация по первым двум направлениям влечет дополнительные инвестиции со стороны вуза и предполагает другие принципы управления. Формальные требования к вузам по патентованию приводят к увеличению числа "пустых" патентов, их количество вряд ли перейдет в качество. Необходимо переходить от продажи патентов к управлению проектами, ориентируя их на потребности рынка и умножая результат работы благодаря квалифицированной патентной защите и продвижению.

    Некоторые интересные показатели оценки эффективности инновационного предпринимательства в вузах в новую методику не вошли - по словам Алексея Чаплыгина, в основном из-за того, что они слишком разрозненны. Речь идет, например, об оценках вовлеченности alumni (сообществ выпускников) в управление вузом, оценках уровня развития коммуникаций с alumni. Пока нет системных данных, показывающих именно бизнес-составляющую деятельности сообщества выпускников - участие в разработке и реализации программ, тренинге, наполнении и управлении эндаументом, нормальных отношений компаний, созданных выпускниками, с вузом. Как отметил Чаплыгин, отчасти это наблюдается в МФТИ, МГТУ им. Баумана, ТУСУР, РАНХиГС, РЭУ им. Плеханова и некоторых других вузах, но с ними еще предстоит работать. Тем более что подавляющее большинство вузов пока вообще не наладили системную работу с alumni.

    Еще одна проблема - оценка капитализации созданных выпускниками вуза компаний (за определенный период). Сами вузы пока не способны собрать такую информацию - опять же из-за слабой организации работы с alumni. Сложно оценить и фаундерство преподавателей вузов. Пока есть только отдельные свидетельства, что у нас есть "докторы Брауны" из фильма "Назад в будущее", реализующие собственную идею не просто в стадии разработки, но и далее в стадии вполне успешного предприятия.

    - Есть наблюдение, что в российских вузах невыгодно реализовывать идеи, выгоднее спокойно заниматься всю жизнь улучшением какого-то продукта, особенно если тебе выделяется небольшое, но постоянное финансирование, - говорит Алексей Чаплыгин. - То есть большинство преподавателей в наших вузах не склонны к риску, к фаундерству, в то время как в западных университетах именно преподаватели являются главными фаундерами вузовского бизнеса, а студенты являются бесплатной рабочей силой таких преподавателей. Но есть известные исключения - это "гаражные" предприниматели, бросившие учебу.

    Как отмечают эксперты, в целом потенциал многих российских университетов в создании высокотехнологичных производств, развитии инновационного предпринимательства в последнее время существенно возрос. Так, мониторинг, проведенный Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), показал, что годовой объем НИОКР 29 национальных исследовательских университетов составил 27,8 млрд руб., из которых на 10,2 млрд выполняется опытно-конструкторских работ. В этих университетах созданы 456 МИПов с числом рабочих мест около 2,5 тысяч, выполнивших в 2012 году заказы на 5,3 млрд рублей.

    - Национальные исследовательские и федеральные университеты активно участвуют в программах инновационного развития компаний и технологических платформах, в создании инновационных территориальных кластеров, - рассказала исполнительный директор НФПК Ирина Аржанова. - Разработанная нами методология ранжирования университетов, учитывающая также международный опыт, включала группы индикаторов "Научно-исследовательская деятельность", "Трансфер знаний" и "Взаимодействие с регионом", в совокупности достаточно полно характеризующих инновационную и предпринимательскую деятельность вузов. Опыт апробации предложенной нами методологии может быть полезен при создании объективного национального рейтинга российских вузов.

    Поделиться