30.06.2013 23:10
    Поделиться

    Чеховский фестиваль показал новый спектакль Робера Лепажа

    Спектакль "Карты I: Пики" - первая часть задуманной "карточной" тетралогии выдающегося канадского режиссера Робера Лепажа, которую показывали пять дней подряд в Цирке на Цветном. Судя по увиденному, карточная игра стала для Лепажа и его удивительной труппы ExMachina образом современной цивилизации, полной случайных совпадений и непредусмотренных последствий, отчаянья и дьявольского расчета.

    Театральная публика, знающая Лепажа как завораживающего волшебника самых диковинных трансформаций, мастера технологических аттракционов сверхзвуковой скорости, здесь может подивиться почти архаической скромности его средств. Арена цирка (а вся тетралогия задумана именно для кругового пространства) пуста, работает только ее "подземелье", но зато как работает! Говорят, что в этой утробе цирковой "земли" стремительно носятся тележки, в которых всего шесть актеров перемещаются от одного места к другому, по дороге переодеваясь в нового персонажа (их явно не меньше трех десятков). По кругу арены как по кругу жизни все время идет кто-то из них, ожидая новых перемен, плутая то вперед, то назад, сбиваясь с дороги. Гостиничные номера Лас-Вегаса сменяются залом с рулетками, для обозначения входа и выхода то поднимается, то исчезает дверь.

    В Лас-Вегасе 2003 года пересекаются пути целой вереницы людей: телевизионного продюсера, мечтавшего, но так и не сумевшего завязать с пагубной страстью; его французской подружки - бывшей алкоголички; двух солдат Северной коалиции, один из которых решил выйти из игры насовсем с помощью выстрела проститутки, а другой отправился на учения в Неваду; актеров, играющих иракских жителей во время военных учений; двух молодоженов из Квебека; горничной-эмигрантки, уверенной в том, что она смертельно больна; доктора, который лечит нелегалов за огромные деньги. К ним присоединяются бармены, таможенники, хозяин ломбарда, которомупродюсер по дешевке закладывает идею нового телешоу...

    Обманчиво простой в своей визуальности и совсем простой в способе актерской игры (эстетика телесериала, в котором все до одури правдоподобно), спектакль труден в сюжете, за которым приходится следить с огромным напряжением. Угадать, кем является хитроватая горничная (на самом деле - переодетый мужчина) - довольно трудно. Актер, ее играющий, потом становится cоблазнителем, который уводит невесту, заставляя ее страстно влюбиться и... потерять ребенка.

    Кровь, текущая по ее ногам, кровь разочарованного датского солдата с простреленной головой, еще много другой крови, которой еще только предстоит пролиться во время Иракской операции, накануне которой находится мир в спектакле Лепажа - символизирует некую дьявольскую силу, невидимую, но ощутимую, которая царствует в "Пиках". Война (символом которой в картах являются именно "пики") проникает в мир и сознание каждого, кто оказался в отеле Лас-Вегаса в один из дней 2003 года. Миру только предстоит сорваться в окончательную катастрофу, но уже дует ветер Невады, ветер пустыни, ветер ада, одинаково сокрушительный как в Америке, так и в Ираке. И соблазнитель вдруг становится похож на дьявола, а вся атмосфера спектакля приобретаетмрачный колорит.

    Но та же пустыня (совсем по стандартам голливудских блокбастеров) оказывается местом спасения. Телепродюсер Марк, оставив в отеле все, отчаянно бежит в пустыню, падая там замертво. Его обнаженная кожа сгорает на солнце, когда индеец начинает шаманить: закапывать его в песок, поить смертельным пойлом. Дав ему пережить эту символическую смерть, он отправляет Марка назад в мир - в семью, в дом, туда, где отныне он будет счастлив.

    Спектакль Лепажа заканчивается "духоподъемно": ведь само название его труппы - ExMachina - явно отсылает нас к греческому "богу из машины", то есть тому, кто приходит в конце пьесы, чтобы развязать cмертельные узлы.

    Как развяжутся узлы современной трагической цивилизации через другие карточные масти, мы узнаем совсем скоро. Во всяком случае, Валерий Шадрин обещает привезти в Москву всю тетралогию.

    Поделиться