27.06.2013 10:45
    Поделиться

    Полковник ФСБ рассказал о гибели первого мэра Нефтеюганска

    В среду, 26 июня, в Нефтеюганске прошли массовые мероприятия в память об убитом 15 лет назад первом главе города Владимире Петухове. О событиях, как предшествовавших трагедии, так и последующих, рассказал тюменскому журналисту Веронике Наумовой бывший видный представитель российских спецслужб полковник Александр Петрушин.

    Он, ныне историк, краевед и публицист, тогда, 15 лет назад, возглавлял отдел ФСБ по Ханты-Мансийскому автономному округу, а в последующем занял пост заместителя руководителя управления ФСБ по Тюменской области.

    Напомню, что Владимир Петухов, сам немало проработавший в "Юганскнефтегазе", в ходе всенародного голосования был избран главой города 27 октября 1996 года. Причем градообразующее предприятие поддержало его кандидатуру. Конфликт с ЮКОСОМ начался в мае 1998-го, когда проблемы со своевременной выплатой зарплат были во многих российских муниципалитетах. Наступала пора отпусков, а казна города пуста, бюджетники ропщут. Мэр открыто заявил: ЮКОС не перечисляет налоги.

    В летней хронологии событий Александр Петрушин отмечает 3 июня, когда Михаил Ходорковский привез в Нефтеюганск наличные - достаточную сумму денег для погашения долгов. Глава нефтяной компании критично оценил работу администрации и собственно Петухова как менеджера. На его взгляд, бюджетные средства во многом расходовались неэффективно. По мнению Петрушина, ЮКОС, сознательно посадив муниципалитет на скудный паек, дал понять, что власть пора менять.

    Владимир Петухов, ощущая поддержку избирателей, идет в контратаку. Он излагает свои требования, практически выдвигает ультиматум. Первым делом - отстранить с должностей руководителей налоговых служб города и автономного округа. Далее: отменить результаты залогового аукциона по продаже "Юганскнефтегаза", возбудить против ЮКОСа уголовное дело за неуплату налогов.

    15 июня в знак своих требований Петухов объявляет бессрочную голодовку. В двадцатых числах июня он прекращает ее после встречи с губернатором Александром Филипенко. Но по-прежнему настаивает на уголовном преследовании.

    Первого избранного главу Нефтеюганска незадолго до покушения на него в июне 1998 года прямо и опосредованно предупреждали о грозящей ему смертельной опасности. Но он не стал менять привычный пеший маршрут из дома до работы, лишь обзавелся охранником. Вместе с ним в самом начале девятого часа утра 26 июня он попал под прицельный огонь. Наемный убийца, хоронившийся в кустах тальника, стрелял из чеченского пистолета-пулемета "Борз" ("Волк")… Выжил только тяжелораненый охранник. Возмущенные горожане выходят на улицы, перекрывают железную дорогу. О ЧП докладывают первым руководителям страны…

    Кстати, следует добавить, что на девять утра 26 июня было назначено совещание по договору с нефтяной компанией.

    - Я до сих пор виню себя в том, что не сумел убедить, не сумел доказать, предостеречь… Вину свою чувствую, - признается журналисту Александр Петрушин.

    Он достаточно хорошо знал Владимира Петухова. 21 июня начальник отдела ФСБ встречается с мэром в Ханты-Мансийске, предупреждает: "Владимир Аркадьевич, если вы будете настаивать на своем, вас убьют". Петухов просит пистолет. Петрушин отказывает.

    - Зачем? Все равно в человека выстрелить он не смог бы. Даже в мишень не попал, - поясняет сегодня экс-сотрудник службы безопасности.

    Он вспоминает, как на 20-летие подразделения ФСБ в Нефтеюганске он пригласил главу с супругой, а также Александра Бурова, председателя гордумы (впоследствии одного из топ-менеджеров нефтедобывающего предприятия, главу города). Стреляли в тире. Меткий Буров заслал пули в "десятку", а Петухов даже в мишень не попал, сказал смущенно, что его оружие - слово. К слову, в тот вечер он читал собственные философские стихи и музицировал. "Талантливый человек!" - восклицает полковник Петрушин.

    Так вот, 21 июня в просьбе выдать пистолет он отказал, но распорядился предоставить телохранителя. А также попросил как-то самому обезопаситься, изменить тактику действий, маршрут передвижения хотя бы. Однако менять привычное расписание, идти в обход проложенной "тропы" к офису администрации, воспользоваться служебной машиной Владимир Петухов не стал в силу "упертого характера". Оперативники взяли под наблюдение недостроенное здание, стоящее по пути. Однако убийца спрятался в зелени.

    Александр Петрушин, по его словам, после гибели мэра предложил возбудить уголовное дело по статье "Терроризм", но применили другую статью - "Убийство". Полковник считает принципиально важным напомнить, что следом, в начале сентября, было совершено повторное покушение на Юрия Тимошкова, главу другого нефтяного города - Нижневартовска (первое - в апреле 1998 года). А в мае следующего года готовилось уже третье убийство "недобитого" Тимошкова, причем его планировалось уничтожить вместе с губернатором Югры Александром Филипенко.

    Организаторы знали, что в графике посещения главой региона 26 мая Нижневартовска запланирован обед с Тимошковым в ресторане гостиницы "Самотлор". Накануне наемные убийцы, бывшие сотрудники КГБ, "согрелись" спиртным и в ночь на 26 мая стали собирать в номере отеля взрывное устройство. Оно рвануло прямо в помещении. Контуженных "конструкторов" доставили в больницу. Главный свидетель по фамилии Миронов якобы случайно выпадает с пятого этажа здания милиции (так говорит Петрушин, по другим данным, из окна больницы). Напарника же осудили за хранение взрывчатых веществ…

    Поделиться