25.06.2013 23:50
    Поделиться

    Андрей Исаев: Возраст человека не является индикатором его компетентности

    На днях Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях очень важный, на мой взгляд, законопроект о запрете дискриминации в объявлениях о вакантных рабочих местах.

    Трудовым кодексом установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, не допускается дискриминация по полу, национальности, имущественному положению, возрасту и так далее. Однако отсутствует норма, запрещающая дискриминацию в объявлениях работодателя о наличии вакансий. Поэтому многие объявления содержат дискриминационные положения. Каждому из нас, наверное, приходилось сталкиваться с такими объявлениями: "На должность секретаря требуется женщина моложе 25 лет, не замужем".

    Согласно исследованиям, проведенным Центром социально-трудовых прав в 2007-2008 годах, около 14% работников сталкиваются в процессе своей деятельности с дискриминацией.

    По данным аналитиков, в России 44% объявлений о вакансиях являются дискриминационными, а в Москве таких - 60%. При этом в дискриминационных объявлениях в 44% случаев содержатся неправомерные требования, касающиеся возраста работника, в 29% случаев - требования в отношении пола, в 19% - в отношении стажа работы. Таким образом, дискриминация осуществляется в первую очередь по возрастному признаку. Вместе с тем возраст человека часто не является четким индикатором его способностей и компетентности. Данная ситуация нуждается в государственном регулировании, так как недопустимо, чтобы квалифицированные, опытные работники, достигшие определенного возраста, и молодые люди, не имеющие опыта трудовой деятельности, не могли найти или продолжить работу.

    По новому закону в объявлениях о вакантных рабочих местах не должно быть требований, не связанных с деловыми качествами работника. За распространение объявлений о приеме на работу, содержащих ограничения дискриминационного характера, будет взиматься административный штраф (с физических лиц - от 500 до 1000 рублей, с должностных лиц - от 3000 до 5000 рублей, с юридических лиц - от 10 000 до 15 000 рублей).

    Кроме того, законопроектом предлагается наделить органы государственной власти субъектов Федерации правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости или которые являются многодетными, воспитывают детей-инвалидов или которые прошли военную службу по призыву, если эти граждане желают возобновить трудовую деятельность. Данное изменение позволит повысить их конкурентоспособность на рынке труда и будет способствовать их трудоустройству.

    Парламент сделал еще один шаг по реализации указов президента от 7 мая 2012 года. Этот шаг направлен на улучшение социального самочувствия наемных работников, поддержку людей, находящихся в социально уязвимом положении.

    Между тем остается неотрегулированным еще один важный вопрос. К сожалению, сейчас очень часто вместо нормального трудового договора с работником заключается либо договор гражданско-правового характера, который оставляет его без отпуска, больничного и без гарантий, связанных с возможным увольнением, или договор через третье лицо (как правило, агентство занятости), которое выступает формальным работодателем, сдает своих работников в аренду и тем самым избавляет реального работодателя от необходимости выполнять социальные обязательства перед трудящимися.

    Законопроект о запрете таких схем уже принят Госдумой во втором чтении, но работа над ним перед третьим чтением продолжается. Подробнее об этом поговорим в следующую среду.

    Поделиться