24.06.2013 23:40
    Поделиться

    В России упрощен процесс реализации энергосервисных контрактов

    Поправки в Бюджетный кодекс, которые президент подписал в мае 2013 года, значительно расширили возможности для реализации проектов государственно-частного партнерства на различных уровнях. Государство становится более предсказуемым для бизнеса партнером, снижаются риски и стоимости привлечения капитала в проекты ГЧП, считают эксперты. Между тем проблемы налогового регулирования ГЧП еще ждут своего решения.

    "Принятые поправки в Бюджетный кодекс будут способствовать развитию ситуации с ГЧП в России, потому что обеспечивают долгосрочное планирование бюджетов и бюджетных обязательств, возможность заключения долгосрочных государственных и муниципальных контрактов, формализуют особенности бюджетного процесса при реализации энергосервисных контрактов, указывают на возможность инвестирования средств Фонда национального благосостояния в инфраструктурные ценные бумаги. Одним из системообразующих нововведений стало создание системы сквозной финансовой мотивации регионов и муниципалитетов к реализации целей и задач государственных программ. Благодаря системе субсидирования бюджетных программ нижестоящих уровней создаются предпосылки для реальной консолидации бюджетного и внебюджетного финансирования. Эти средства могут быть направлены на реализацию социально значимых и экономически эффективных проектов ГЧП", - говорит генеральный директор "Рус-Инжиниринг" Ксения Новицкая.

    Согласно новой редакции п. 4 статьи 96.11 Бюджетного кодекса расширен перечень финансовых активов, в которые могут инвестироваться средства Фонда национального благосостояния. Теперь это могут быть долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов по модели ГЧП. Эта поправка создает основу для инвестирования пенсионных средств и нефтегазовых доходов в самоокупаемые инфраструктурные проекты, что дает возможности не только для развития инфраструктуры, но и сохранения пенсионных накоплений, уверена эксперт.

    Важные изменения касаются долгосрочных обязательств бюджетов. В ст. 99 и 100, описывающих структуру государственного долга регионов и муниципалитетов, виды и срочность разрешенных долговых обязательств, внесены дополнения, предусматривающие возможность как краткосрочных долговых обязательств регионов и муниципалитетов (до одного года), так и среднесрочных (от одного года до пяти лет) и долгосрочных (от 5 до 30 лет включительно). Таким образом, государство создает основу для обеспечения субфедеральными и местными бюджетами различных форм финансового участия государства, регионов и муниципалитетов в долгосрочных соглашениях о ГЧП, сообщила Ксения Новицкая.

    Кроме того, новая редакция ст. 179 о государственных программах РФ, субъектов РФ и муниципальных программах также способна повлиять на реализацию проектов ГЧП. Внесенные изменения в эту статью БК предусматривают не только право субъектов РФ и муниципалитетов самостоятельно разрабатывать и утверждать государственные и муниципальные программы на своем уровне, но и возможность предоставлять субсидии бюджетам на реализацию госпрограмм субъекта РФ.

    "Впервые на государственном уровне появилась система финансовой мотивации нижестоящих бюджетов на выполнение целей госпрограмм. Вкупе с системой ежегодной оценки эффективности программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, по итогам которой может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении программы, новые правила игры создают условия для качественного планирования и достижения целей государственной политики в различных отраслях, в том числе в инфраструктурных направлениях, где возможно ГЧП", - считает Ксения Новицкая.

    С налоговым регулированием ГЧП все пока не столь оптимистично. "Проблема заключается в том, что закон не устанавливает льготы для компаний в сфере ГЧП. Поэтому для получения налоговых послаблений бизнесу необходимо ставить такой вопрос перед руководством исполнительной власти регионов или Федерации, которые уже в свою очередь договаривались бы с налоговыми органами и минфином о налоговых льготах", - рассказал член Ассоциации молодых предпринимателей России Валентин Агарков. Государство принимает меры для решения этих проблем. Авторы рассматриваемого сейчас в Думе законопроекта об основах ГЧП хотят вывести из-под налогообложения операции по движению активов при реализации проекта ГЧП, чтобы инвестор не уплачивал налоги со своих инвестиций.

    "В законопроекте речь не идет о специальном налоговом режиме, а лишь об отдельных изменениях. Например, исключении операций по передаче имущества из операций по реализации товаров, образующих объект налогообложения по НДС, включении такого имущества в состав имущества, подлежащего амортизации, и т. д. Они помогут участникам ГЧП избежать налоговых споров. Эффективность таких поправок мы сможем оценить после появления практики их применения", - пояснил руководитель юридического отдела "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев.

    Другие эксперты считают, что вопрос налогового регулирования ГЧП еще ждет решения. "Проблемы состоят в отсутствии законодательного регулирования иных формы и соглашения ГЧП, которые не являются, например, соглашением о разделе продукции, концессионным соглашением или договором простого товарищества (договором о совместной деятельности). Таким образом все, что невозможно отнести к этим типам договоров, но реализующееся на принципах ГЧП, попадает под общий режим налогообложения. Это существенно сдерживает возможности применения инструментов ГЧП, инвестирования в инфраструктурные проекты и использования разнообразного зарубежного опыта ГЧП в России", - уверена управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене.

    Поделиться