19.06.2013 23:25
    Поделиться

    Более 60 процентов россиян недовольны качеством медицины

    Каким должно быть "правильное" здравоохранение?
    В последние годы государство тратит на здравоохранение беспрецедентно большие деньги - триллионы рублей. И все равно мы своей медициной недовольны. Опрос "Левада-центра" осенью прошлого года в 45 регионах показал: категорически недовольных 61%, еще 22% недовольны отчасти, 2% ответить затруднились. А довольных набралось всего 25%. Можно предположить, что часть из них пользуется либо привилегированными медицинскими учреждениями, либо лечится за свои кровные. Многие, в том числе и авторитетные врачи, считают, что все дело в деньгах: дайте на медицину не жалкие 3-4% ВВП, как сейчас, а 6-7 - и все волшебным образом изменится. Но в США тратят на здравоохранение до 17% ВВП, а и там люди здравоохранением далеко не всегда довольны. А где же довольны?

    Кто в лидерах?

    Если верить рейтингу ВОЗ, лучше всего здравоохранение во Франции. И, между прочим, там, как и у нас, принята система всеобщего медицинского страхования. Только бремя расходов на нее поделено между работодателями, государством и гражданами. За счет взносов работодателей и граждан страховые фонды оплачивают стационарное и амбулаторное лечение, диагностические обследования, лекарства, отпускаемые по рецептам, помощь на дому. Но и сами потребители оплачивают от 10 до 40% стоимости этих услуг. Многие виды медицинской помощи не покрываются страхованием, поэтому более 92% жителей Франции приобретают дополнительные страховые полисы у частных структур. Как правило, сначала пациент вносит всю плату за лечение и лишь затем получает компенсацию от государственного фонда или частного страховщика. Может, поэтому и во Франции далеко не все довольны здравоохранением?

    Грамотные экономисты считают, что наше здравоохранение слишком затратно, громоздко и неповоротливо. И предлагают провести серьезные структурные изменения, потому что заливать существующую систему деньгами - все равно что пытаться превратить "Жигули"-копейку в "Мерседес". Вот наиболее частые предложения.

    Не все бесплатно

    Сократить программу государственных гарантий бесплатной помощи - оставить ее на 100% лишь для социально незащищенных категорий: инвалидов, пенсионеров, детей до 18 лет, безработных, беременных женщин и т.п. А для трудоспособных ввести систему соплатежей - в виде небольшого фиксированного платежа за каждый врачебный прием (например, 100 руб.) и процента от сложной диагностики или лечения в стационаре (например, 10-20%). Или покупку гражданами полисов добровольного медицинского страхования. Возможен вариант их накопительной системы - если вы свой полис не израсходовали, на следующий год купите его со скидкой.

    Призвание частника

    Включить в систему медпомощи частные лечебные учреждения и врачебные практики. Минздрав сертифицирует частные учреждения и врачей по определенным видам помощи и дает им госзадание на обслуживание по твердым страховым тарифам. Выгоды для государства: не надо строить больницы и поликлиники и оснащать их дорогим оборудованием. Выгоды для частников: полная загрузка, возможность планировать работу. Выгоды для нас: конкуренция за пациента - меньше очереди, быстрее квалифицированная помощь, выше качество обслуживания.

    Разделить потоки

    Самое "узкое" место сейчас - амбулаторное звено, т.е. поликлиники и диспансеры. В то же время пустуют вновь созданные центры здоровья, на которые возлагали большие надежды: мол, пойдет туда здоровый народ сберегать свое здоровье. Эксперты предлагают поменять их функции: пусть они превратятся в центры управления хроническими заболеваниями. Если диагноз поставлен, определена диспансерная группа и человеку (прежде всего пожилому) назначено лечение, зачем ему каждый раз отвлекать участкового врача? Померить давление, продлить рецепт смогут в центре и квалифицированная медсестра или фельдшер.

    А поликлиники пусть занимаются лечением острых состояний и профилактикой. А межрегиональные диагностические центры пусть круглосуточно (или хотя бы в 3 смены) обследуют всех, кого сюда направят. Так получится и экономней, и эффективней.

    Своя модель первичной помощи есть и для сельской местности. Хорошо оснащенные офисы врача общей практики, обеспеченного самым современным транспортом, - на повседневную помощь, передвижные диагностические модули - на ежегодную диспансеризацию, санавиация - на экстренную помощь.

    Гаджет в белом халате

    Конечно, никакого халата, просто современная персонализированная медицина немыслима без информационных технологий. Уже создано множество программ и устройств, позволяющих человеку управлять своим здоровьем. В смартфоне или айпаде можно хранить всю свою медицинскую карту - результаты обследований, анализов, рентгеновские снимки и УЗИ, прививки, больничные листы, информацию о лекарствах, которые принимает. И в любой момент по тому же смартфону получить заочную консультацию своего врача или записаться на прием. А врач может проконтролировать, как пациент выполняет назначения, узнать о динамике самочувствия и т.п.

    Тот же смартфон уже умеет измерять артериальное давление, частоту сердцебиения, двигательную активность, уровень сахара в крови, снять кардиограмму и т.п. Есть устройства для суточного мониторирования сердца, которые сами передадут данные на модем доктора. В айпаде можно открыть любой медицинский справочник, свежий медицинский журнал - это очень изменит

    работу любого врача. По Интернету можно получить консультацию медицинского специалиста из любой страны мира, узнать об условиях госпитализации и т.п. Все это изменит характер наших отношений с медициной уже в ближайшие годы. И к этому тоже надо готовить людей.

    Мнения экспертов

    Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики

    - Давно пора принимать серьезные решения по поводу объема государственных гарантий - определяться с тем, кому, что и при каких условиях при существующем финансировании здравоохранения мы реально можем предоставить бесплатно за счет общественных источников, а кто должен будет нести бремя соплатежей. Нерешенность этой проблемы приводит к тотальной и теневой платности медуслуг.

    Рамил Хабриев, директор Национального НИИ общественного здоровья РАМН

    - Мы должны обеспечить доступность медпомощи. Для этого можно построить новые больницы, закупить оборудование, подготовить специалистов - затратить уйму денег. А можно сделать по-другому: закупить эти услуги у частной медицины, проверив ее готовность и качество. Доступность тоже достигается, но разными деньгами. Управлять - значит не только строить учреждения, оснащать их, тратя огромные средства. Управлять - значит грамотно организовывать.

    Олег Медведев, зав. кафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ

    - Годовые профосмотры или даже диспансеризация бессмысленны. Это трата времени и денег. Если у нас нет электронной истории болезни, однократные измерения или анализы не сравниваются с предыдущими результатами. Конечно, есть умозрительная норма, но нужно, чтобы человек сравнивал новые данные со своими же, потому что мы все разные. И этим должно заниматься не государство, а сами люди, для этого не нужны ни врач, ни медсестра. Нужно просто купить программу и найти специалиста, которые изредка будет смотреть ваши данные на сервере. Такова мировая тенденция - персонализированная электронная медицина.

    Поделиться