19.06.2013 19:55
    Поделиться

    В УрФО сократилось число быстрорастущих компаний

    Динамично развивающийся средний бизнес мимикрирует под малые формы или иностранные филиалы, чтобы избежать пристального внимания к себе и получить доступ к кредитным ресурсам - к такому выводу пришли участники съезда "газелей" в Екатеринбурге.

    Напомним, под этим "зоологическим" термином скрываются компании, созданные без участия госкапитала и не аффилированные с вертикально интегрированными холдингами, с выручкой от 10 до 350 миллионов долларов в год, причем этот параметр должен расти минимум на 30 процентов в год на протяжении четырех лет подряд (показатель роста для обычных компаний - 10-15 процентов - ред.).

    Средний бизнес - это более половины экономики страны, однако никаких специфических инструментов для его поддержки со стороны государства и банковского сектора нет, в отличие от того же малого предпринимательства. Отсутствует и инфраструктура для развития новых компаний. С учетом того, что условия предпринимательской деятельности все меньше способствуют быстрому росту (локальные рыночные ниши насыщаются, а внятной специализации на уровне экспорта у многих фирм нет), поголовье "газелей" стремительно падает.

    Строго говоря, этому определению сегодня в УрФО соответствует всего три десятка компаний, тогда как в 2003-2007 годах, на пике роста, их было около 150. При этом на долю среднего бизнеса в целом в экономике округа приходится до 40 процентов выручки. Федеральная статистика тоже не радует: за семь лет 44 процента "газелей" исчезли с рынка. Те, что остались, использовали уже до 99 процентов возможностей своего роста. Из 352 "середнячков" в разряд крупных компаний перескочили всего четыре, из них наиболее известны широкой публике торговые сети "Магнит" и "Глория Джинс".

    - Поначалу мы восхищались тем, как "газели" пережили кризис, рассчитывали, что они вот-вот станут главным источником и потребителем инноваций, обеспечат структурный сдвиг в экономике. Но идут годы, а ничего не происходит. Прискорбно, потому что расти быстрее рынка - способность редкая, расти на падающем рынке - уникальная, - говорят специалисты аналитического центра "Эксперт-Урал".

    Впрочем, ряд аналитиков полагает, что внешняя стагнация и даже ликвидация юрлиц - это всего лишь способ не демонстрировать свою активность. Среди факторов, действительно имеющих влияние на количество быстрорастущих компаний, аналитики выделяют сильную зависимость от управленческой команды. Когда амбиции ключевых сотрудников начинают опережать амбиции первых лиц, "звезды" уходят - чаще всего в дочерние структуры нефтяных и газовых холдингов, в госкорпорации, с которыми сложно конкурировать по уровню зарплат. Чтобы удержать топ-менеджеров, собственники среднего бизнеса вынуждены постоянно придумывать для них сложные задачи.

    Также приходится периодически менять бизнес-модель, чтобы не потерять темпы роста. В практике бизнес-тренера Арташеса Газаряна была одна блестящая "газель", производящая авторскую мебель, которая получила несколько крупных контрактов и успокоилась, перестала отслеживать тенденции на рынке. В итоге через два года была продана, что называется, за копейки.

    -  Для выживания необходима гибкость в отношении предлагаемых рынку продуктов, применения технологий, внутренней организации. Если не интересоваться, что происходит у конкурентов и у тех, кого вы сегодня даже не воспринимаете как конкурентов, можно заболеть близорукостью от успеха. Когда в фирме пять человек, реально самому контролировать все вопросы, а когда их 100-500, необходима дезагрегация - передача подчиненным не только полномочий, но и ответственности за принятие решений. Руководитель должен создавать предпосылки для самоорганизации команд и процессов, - рассуждает Арташес Газарян.

    Это внутренний фактор. А из внешних самым существенным, пожалуй, является доступность кредитных ресурсов. Быстрорастущие компании для банков малопривлекательны: они, как правило, не могут похвастать ни высокой доходностью, ни значительной залоговой базой. Вместе с тем финансисты отмечают, что у таких клиентов высок спрос на инвестиции с целью покупки оборудования, расширения площадей.

    - Банки не готовы работать со средними компаниями: они предлагают ограниченный набор продуктов, демонстрируют разброд в классификации типов бизнеса. К тому же в наших и западных кредитных учреждениях совершенно по-разному относятся к клиентам: у российских банков, как правило, прямого диалога с ними нет, - комментирует Александр Трахтенберг, заместитель генерального директора одной из уральских "газелей". 

    Слияния и поглощения, вывод на рынок новых продуктов, в том числе экспортных, расширение географии присутствия - вот какой должна быть стратегия "газелей", полагают эксперты. Одним из самых перспективных для роста направлений они называют электронную торговлю. Сегодня объем этого рынка в России составляет 450 миллиардов долларов, доля регионов -55-60 процентов. В течение 3-5 последних лет этот сектор по объемам выручки ежегодно удваивается, и самыми перспективными игроки рынка считают города с населением до 800 тысяч человек.

    Поделиться