17.06.2013 23:45
    Поделиться

    РФПМ: Вложения в инфраструктуру обеспечат глобальный рост экономики

    На этой неделе открывается Петербургский международный экономический форум, одна из панельных дискуссий будет посвящена инвестициям в условиях долгосрочных рисков.

    Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ)

    - Какие новые инструменты инвестирования могут быть использованы уже в ближайшее время? Какие новые подходы вы можете предложить в области инвестиций в инфраструктуру? Как за счет улучшения координации между странами G20 повысить безопасность инвестиций?

    - Инвестиции в инфраструктуру одна из ключевых тем, которую мы обсуждаем не только на Петербургском форуме, но и в рамках подготовки к сентябрьскому саммиту "большой двадцатки", в которой в этом году председательствует Россия. Учитывая кризисные тенденции в мировой экономике, сегодня именно инвестиции в инфраструктуру могут стать мощным катализатором для глобального роста.

    Специально для обсуждения того, как привлечь дополнительные средства инвесторов в этот сектор, в рамках "деловой двадцатки" была создана рабочая группа "Инвестиции и инфраструктура". В состав группы мы смогли привлечь руководителей суверенных и пенсионных фондов мира, крупнейших инвестиционных банков, ведущих транснациональных компаний, международных финансовых организаций, компаний-консультантов. С ними были проведены несколько раундов встреч в Москве, Давосе, Берлине и Лондоне.

    Итогами этой большой работы стали рекомендации, которые можно объединить в три группы. Во-первых, это снижение ограничений на движение капитала. Во-вторых, активное привлечение частных инвестиций в сектор инфраструктуры, где традиционно доминируют средства правительств, и, в-третьих, это повышение эффективности инвестиций в инфраструктуру и энергосберегающие технологии за счет привлечения лучших практик. Являясь дочерней организацией Внешэкономбанка, который имеет огромный инфраструктурный опыт, мы активно сотрудничаем с руководством банка по целому ряду перспективных проектов.

    Во втором блоке наших рекомендаций мы делаем ряд предложений, нацеленных на повышение безопасности инвестиций для частных инвесторов. В частности, предлагаем сделать это за счет установления минимальных стандартов для многосторонних инвестиций в рамках G20, использования международных финансовых организаций. Стоит также расширить полномочия и увеличить капитал Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (MIGA) Всемирного банка.

    - В каких секторах (транспорт, телекоммуникации, энергетика) больше всего возможностей применения инфраструктурных инвестиций? Каковы наиболее эффективные механизмы финансового взаимодействия государственного и частного секторов?

    - Согласно нашим прогнозам, с 2013 по 2030 годы глобальная потребность в финансировании инфраструктурных проектов превысит $57 трлн, причем почти $24 трлн необходимо инвестировать в транспортный сектор. Самые широкие возможности здесь лежат в области строительства автомобильных дорог, на что в ближайшие два десятилетия потребуется около $17 трлн. Правда, подобная сумма вряд ли будет найдена за это время. Объем потенциально доступного для инфраструктурных инвестиций долгосрочного капитала ведущих международных инвестиционных фондов составляет $6 - 10 трлн.

    Что касается механизмов взаимодействия государственного и частного секторов, то здесь существуют некоторые вопросы, которые еще предстоит решить. Сегодня в законодательстве нет норм, позволяющих на принципах проектного финансирования привлекать компаниям финансовые ресурсы в долгосрочные инфраструктурные проекты, что, в частности, связано с отсутствием возможности предоставления в залог будущих денежных потоков от проекта.

    Одной из самых успешных форм партнерства государства и бизнеса являются концессионные соглашения, подразумевающие вовлечение частных компаний в управление государственной собственностью или в оказание услуг, которые обычно обеспечивало государство. Сейчас эти соглашения нормально функционируют в области автодорожного строительства. Однако, что касается остальной инфраструктуры, они мало применимы. Главным образом это относится к контрактам жизненного цикла, участию финансовых организаций в качестве стороны концессиональных соглашений и необязательности использования типового контракта. Учитывая длительные сроки реализации инфраструктурных проектов, зачастую это 10 - 15 лет, особенно важным является механизм государственных и бюджетных гарантий на весь срок реализации проекта. Сейчас такие гарантии ограничены сроком бюджетного планирования - 3 года.

    - РФПИ и Японский банк для международного сотрудничества (JBIC) создают российско-японскую инвестиционную платформу. В какие проекты Дальнего Востока и Восточной Сибири планируется направить инвестиции?

    - У нас уже работают две инвестиционные платформы - российско-японская и российско-китайская, но мы активно сотрудничаем и с другими инвесторами из Азиатско-Тихоокеанского региона. Особый упор делается на развитие инфраструктуры, новейших технологий в области здравоохранения и создания эффективной городской среды, так называемые "умные города". Также мы рассматриваем проекты в области альтернативных источников энергии, сельского хозяйства и производства продуктов питания, медицины и медицинской промышленности, добычи и переработки природных ресурсов с повышенной добавленной стоимостью. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Российско-китайский инвестиционный фонд (РИФ) уже осуществил первую инвестицию в Russia Forest Products, вторую по величине лесопромышленную компанию России.

    - Чуть больше полугода работает Совет по инвестициям, созданный при председателе Государственной Думы ФС РФ Сергее Нарышкине. Какие изменения в законодательство для повышения инвестиционной активности в экономике России предлагаются?

    - Очень активно обсуждаются изменения, стимулирующие увеличение инфраструктурных вложений. Здесь есть три направления работы: введение основных правовых инструментов проектного финансирования, совершенствование условий заключения и осуществления концессионных соглашений и введение понятия инфраструктурных облигаций с последующими мерами, направленными на стимулирование инвестирования в них. В общей сложности мы изучили около 20 нормативных актов, которые так или иначе подлежат изменению. Вся информация уже передана в Государственную Думу, и, хочу отметить, депутаты позитивно восприняли проделанную нами работу.

    - Что лично вы ждете от ПМЭФ-2013?

    - Форум в Санкт-Петербурге является главной площадкой, где собираются крупнейшие инвесторы из разных стран. Он формирует экономическую и деловую повестку, а мы по традиции обсуждаем инвестиционные возможности и вклад финансовых рынков и институтов в происходящие в мире процессы. Мы знакомим представителей ведущих фондов прямых инвестиций и суверенных фондов с существующими возможностями в рамках нашей страны и привлекаем капитал в конкретные сделки. Ряд важных встреч мы проведем вместе с главой Внешэкономбанка Владимиром Александровичем Дмитриевым.

    РФПИ также проведет заседание международного экспертного совета, который состоит из самых авторитетных представителей инвестиционного сообщества, в совокупности управляющих средствами объемом около $1трлн.

    ПМЭФ позволит нам подвести итоги в рамках рабочей группы "Деловой двадцатки" (B20) по инвестициям и инфраструктуре. Эта группа работает как орган G20, куда входят ведущие представители бизнеса и стран-участниц. Мы также объявим о новых сделках и партнерствах фонда.

    - РФПИ работает уже более полутора лет. Какими сделками вы гордитесь?

    - За это время РФПИ успел заключить соглашения с десятками крупнейших партнеров. Мы привлекли более $2,4 млрд, из которых $520 млн собственные средства фонда, а более $1,89 млрд вложили соинвесторы. РФПИ также привлек в российскую экономику $3,2 млрд иностранного капитала через ряд страновых партнерств. Фонд постоянно расширяет группу партнеров. РФПИ уже работает как с ведущими суверенными фондами, так и с крупнейшими управляющими частным капиталом. Также фонд привлекает в проекты в качестве стратегических инвесторов ведущие в своих отраслях компании. Показательный пример - Titan International, крупнейший мировой производитель шин для сельскохозяйственной и индустриальной техники. Мы совместно будем заниматься локализацией производства Titan на основе существующих мощностей в Волгоградской области.

    За это время провели целую серию успешных сделок с нашими соинвесторами. Это инвестиции в ведущую генерирующую компанию "ОАО "Энел ОГК-5", быстроразвивающуюся сеть кинотеатров "КАРО-фильм", в IPO крупнейшей сети частных перинатальных клиник "Мать и дитя". Мы привлекли первоклассных инвесторов в Московскую биржу как до, так и после IPO. Сейчас фонд рассматривает более 50 проектов с совокупным объемом инвестиций более $10 млрд, в том числе в сфере производства оборудования, нефтехимии, медицины и прочих секторов российской экономики.

    Поделиться