17.06.2013 23:44
    Поделиться

    Внутренние авиаперелеты по России станут доступнее

    В центре внимания II Международного форума "Транспорт Сибири", который проходил в Новосибирске, стали вопросы повышения доступности авиаперевозок и изменения, внесенные в федеральную программу развития авиаперевозок, которые вступят в силу уже в этом году.

    В целом отрасль демонстрирует уверенный темп роста авиаперевозок. За первые четыре месяца этого года увеличение объемов к уровню аналогичного периода прошлого года составило 16%. Однако рост перевозок на внутренних авиалиниях, по данным Минтранса России, не выглядит столь оптимистично - всего 8,2%. Еще хуже обстоят дела с региональными перевозками: 4,3 млн пассажиров в 2012 году и прирост к 2011-му 3,7%. "Это свидетельствует о деградации региональных перевозок", - отметил замминистра транспорта Валерий Окулов.

    В числе причин он назвал высокую себестоимость, незначительную загруженность, большой расход топлива. Стоит добавить к этому несовершенную инфраструктуру местных аэропортов, изношенный парк самолетов, дефицит летных кадров. В то же время согласно "Дорожной карте развития региональных перевозок" объем перевозок на внутренних авиалиниях с нынешних 32 млн пассажиров должен увеличиться до 45 млн к 2015 году, на региональных - не до 7 млн. Маршрутная сеть, состоящая сейчас из 1305 региональных воздушных линий, должна прирасти еще не менее чем на 200 маршрутов.

    В середине лета в федеральную программу развития авиаперевозок будут внесены изменения. Проект внесен в правительство, минтранс полагает, что с 6 июля начнутся продажи билетов на рейсы, которые субсидирует государство. Пилотный проект уже запущен в Приволжском федеральном округе.

    Прежде всего государство будет мотивировать авиакомпании открывать новые местные авиалинии и увеличивать частоту полетов на слабораскатанных и нерентабельных маршрутах. Уже свою готовность участвовать в программе выразили 15 авиакомпаний.

    - Государство разделит с авиакомпаниями риск по раскатке новых линий в соотношении 50 на 50, - заявил Валерий Окулов.

    Поддержку получат маршруты между узловыми и региональными аэропортами на расстояния до 1,2 тыс. км (для Дальнего Востока - 1,8 тыс. км). В качестве узловых аэропортов принимаются: Хабаровск, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону.

    По оценкам специалистов, благодаря этому объем перевозок на местных воздушных линиях увеличится на 40% со 124 тысяч до 216 тысяч, появятся 50 новых региональных маршрутов. Планируется, что из федерального бюджета на эти цели в течение года будет выделено 1,3 млрд рублей.

    Замминистра особо подчеркнул, что государство, предоставляя финансовую поддержку, оставляет за собой право ограничивать тарифы на региональные перевозки.

    Еще одной обсуждаемой темой стала концепция развития в стране low-cost авиаперевозок, успешно действующих за рубежом. Их отдельные элементы есть у отечественных авиакомпаний - формируются альянсы, создающие глобальные маршрутные сети с удобными стыковками, действуют программы лояльности для часто летающих пассажиров, электронные билеты и так далее.

    Следующим шагом станет более гибкая тарификация. Валерий Окулов заявил, что минтранс уже подготовил ряд поправок в Воздушный кодекс. Ожидается, что они позволят снизить стоимость авиаперелетов для пассажиров. По крайней мере для тех из них, кто путешествует без багажа и готов обойтись без обеда на борту.

    Экономия на еде, впрочем, вряд ли будет существенной - по оценкам экспертов, сегодня бортовой обед в экономклассе обходится в среднем в 300 рублей. А вот что касается второй возможности - не платить за обработку багажа, то тут резервы серьезные. Не случайно европейские дискаунтеры активно практикуют фактически запретительные цены на перевозку сумок, иногда перелет самого пассажира обходится дешевле, чем перелет его вещей.

    Еще одна новость - минтранс планирует сделать авиабилеты невозвратными. По данным ведомства, сегодня пассажиры возвращают 8% авиабилетов (или 32,6 млн). Речь идет об убытках в десятки миллиардов рублей, которые авиаперевозчики в итоге так или иначе перекладывают на пунктуальных пассажиров.

    Ожидается, что пакет поправок в Воздушный кодекс Госдума утвердит до конца этого года.

    Поделиться