17.06.2013 23:53
    Поделиться

    КС запретил страховать взносы летчикам задним числом

    Вчера Конституционный суд огласил решение по делу о страховых взносах на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей, попытавшись найти баланс между небезразмерными бюджетами авиакомпаний и дырой в Пенсионном фонде.

    Впрочем, судья-докладчик по этому делу Владимир Ярославцев сформулировал эту проблему иначе: "Дело представляет очень большой интерес, потому что происходит столкновение социальных прав работников - членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и непосредственно - прав предпринимателей. И вот задача КС заключалась в том, чтобы как-то эту коллизию разрешить".

    Двое пострадавших, ОАО "Владивосток Авиа" и ОАО "Авиакомпания Сахалинские авиатрассы", явно и в мыслях не имели, что проведут около трех лет в судебных процессах. Дело в том, что в конце 2010 года вдруг стало понятно, что денег на дополнительную выплату к пенсиям гражданским авиаторам в бюджете на вторую половину следующего года нет. И тогда законодатели в экстренном порядке принимают поправки в Закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", отменяя лимит базы для начисления этих взносов (раньше предельная сумма была 415 тыс. рублей). Поправку голосуют 23 декабря 2010 года, 27 декабря - она вступает в силу, и чтобы исправить чью-то ошибку, закону придают обратную силу - изменение начинает действовать с 1 января 2010 году. И уже в новом году представители Пенсионного фонда обрадовали обе авиакомпании по полной программе. Так, сахалинцам начислили: дополнительную выплату в размере 11 474 526 рублей 17 копеек, штраф - 4 589 810 рублей 46 копеек и даже пени - 456 100 рублей 64 копейки. Еще более странной ситуация оказалась с владивостокской авиакомпанией: они успели заплатить больше, а потом попросили зачесть в счет будущих платежей переплату в размере 42 669 491 рублей 90 копеек. Им прислали проверку, выяснили, что по исправленному закону выплачено не все и привлекли к ответственности.

    Абсурдность ситуации была очевидна всем. Достаточно сказать, что заявителями в КС выступили, не сговариваясь, даже не авиакомпании, а арбитражные суды Сахалинской области и Приморского края. "Они стали без вины виноватыми", - констатирует судья КС. "Эти простые арифметические действия могли повлечь очень тяжкие последствия, - размышляет Владимир Ярославцев, - с одной стороны, нечего платить ежемесячно летчикам, а с другой стороны - где взять деньги? Поэтому авиакомпании совершенно справедливо обратились в соответствующие арбитражные суды, объясняя, что им нужен какой-то адаптационный период, что они готовы заплатить, но ни в коем случае нельзя взыскивать с них еще и штрафы, и пени".

    Исследуя ситуацию, КС констатировал, что действительно возникла ситуация, когда средней зарплате в отрасли более 70 000 рублей база для начисления взносов была недостаточна. И потому восстановление прежнего регулирования, когда "взносы на выплату доплаты к пенсии взимались со всех начисленных в пользу работников выплат и вознаграждений", как указывается в постановлении, вполне разумно. Поэтому с этой точки зрения часть 2 статьи 2 ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", считают в КС, соответствует Конституции. Однако предписания, содержащиеся в этой норме и ухудшающие положение плательщиков взносов, Конституции не соответствуют. "Те суммы, которые уже были выплачены авиакомпаниями, - они уже возврату не подлежат, но те суммы, которые еще не выплачены, то есть взысканы, но судебные решения не исполнены - они в любом случае не должны с них быть взысканы", - поясняет Ярославцев.

    А по двум авиакомпаниям из Владивостока и Сахалина указанные платежи за 2010 год взысканы быть не могут, согласно постановлению КС.

    Поделиться