16.06.2013 23:05
    Поделиться

    На Чеховском фестивале с триумфом станцевали "Спящую красавицу"

    Кажется, балет - не лучшее место для того, чтобы рассказывать старые истории на новый лад или сочинять новые. Этим в современной культуре обычно занимается кинематограф, ну и драматический театр. Англичанин Мэтью Боурн - настоящая островная "штучка" - придумал свой ответ: потребности времени в переделке старых сюжетов он удовлетворяет с помощью танца.

    Танца, совсем не рафинированного, но зато весьма литературного. Как будто выучившись у великих советских мастеров драмбалета (то есть драматического балета, такого, как знаменитые "Ромео и Джульетта" или "Спартак"), он переиначил все сказочные балеты Чайковского, завершив свою трилогию, начатую в 1992 году "Щелкунчиком". Благодаря Чеховскому фестивалю москвичи увидели почти всего Боурна сразу. "Лебединое озеро", которое танцевали мужчины, беззастенчиво намекало на ситуацию в королевской семье. Действие "Портрета Дориана Грея" разворачивалось в мире рекламы и роскошных вечеринок селебрити, а "Золушка" была перенесена в обстоятельства Второй мировой войны.

    Все эти диковинные превращения сразили Москву наповал. На спектакли Боурна рвется попасть как публика, жаждущая эффектных зрелищ, так и театральная элита, ищущая новых ракурсов, идей и формальных приемов, которыми переполнены аттракционы Боурна.

    "Спящая красавица" - совсем новый спектакль, премьера его состоялась в 2012 году. И на этот раз Боурн играет с социальными и культурными стереотипами. Все начинается у него в 1890 году, в год создания балета, принцесса засыпает в 1911-м, когда мистические истории о вампирах бередят головы не только детей, но и взрослых, а просыпается через сто лет в мире виртуальной готики. Принцесса Аврора - совсем не родная, а приемная дочь богатых аристократов, переданная им на воспитание злой феей. Прелестный младенец-кукла в чепце и рюшах, окруженный заботами нянек и дядек, для богатеньких родителей является скорее атрибутом их социального статуса. Сны одинокого младенца сопровождают изысканно одетые феи и вампиры, влетающие в ее роскошную спальню прямо из сада. Фрейдистские мотивы всегда сильны у Боурна, который с саркастическим юмором обнаруживает под покровом сказочных балетов Чайковского царство Эроса и Тонатоса.

    Фея Карабос умирает, но ее сыночек, мрачный красавец вампир, является на вечеринку по случаю 16-летия Авроры и отравляет ее миазмами черной розы. В роскошных декорациях Леза Бразерстоуина и световых решениях Пауле Констебля босоногая Аврора мечется между юным садовником и инфернальным незнакомцем.

    Финал сказочки разрешается диковинно. Юного садовника целует в шею добрый вампир, чтобы и он смог через сто лет поцеловать принцессу. Охраняющий ее Карадок - настоящий Дракула - буквально крадет поцелуй юноши и начинает таскать разбуженную и сопротивляющуюся Аврору по своим вампирским вечеринкам. Атмосфера готически-мрачных лондонских клубов с их сексуальными перверсиями ошеломляет Аврору, но, спасенная вампиром-простолюдином, она тоже обзаводится парочкой вампирских крылышек и рождает на свет юного вампиреныша.

    В балете Мэтью Боурна пикантный привкус современной цивилизации соединен с сарказмом по ее поводу. Но загадка его успеха, пожалуй, в том, что, переворачивая классические сюжеты вверх ногами, он умудряется сохранить волшебную красоту старого балета.

    Поделиться