16.06.2013 13:49
    Поделиться

    "Студия новой музыки" нарисовала в Воронеже портрет Волконского

    Уникальный обзор творчества Андрея Волконского - пионера советского музыкального авангарда - подготовил московский ансамбль во главе с дирижером Игорем Дроновым специально для Платоновского фестиваля.

    Концерт-портрет стал российской премьерой, и его, по словам Дронова, вряд ли можно будет услышать в ближайшее время в столице. Волконского вообще почти не исполняют - хотя именно он был предшественником знаменитой троицы: Альфреда Шнитке, Софии Губайдуллиной и Эдисона Денисова, создал новый музыкальный язык. Сегодня этот композитор, как и горячо любимый им писатель Андрей Платонов, считается знаковой фигурой в отечественной культуре XX века.

    Князь Андрей Михайлович Волконский (1933-2008) родился в семье русских эмигрантов первой волны (к слову, был внуком расстрелянного в Ленинграде воронежского губернатора Петкевича). В СССР попал уже юношей - в 1947 году. Экстерном окончил тамбовское музучилище и поступил в Московскую консерваторию.

    - Высокий, продолговатый, растерянный, говорящий по-русски с акцентом, он заметно опережал своих товарищей в развитии, поскольку был хорошо знаком с современной западной музыкой и активно занимался самообразованием - это в годы, когда даже держать дома ноты Стравинского и Бартока было опасно! - рассказал композитор, худрук "Студии новой музыки" Владимир Тарнопольский. - Волконский общался с гуру тогдашнего музыковедения Филиппом Гершкевичем, изучил основы додекафонии и создал первое в Союзе произведение в 12-тоновой технике - Musica Stricta. Это точка отсчета для советского музыкального авангарда. В 1962 году сочинения Волконского запретили играть публично, и до перестройки услышать их было невозможно. Публике была доступна лишь его музыка к кинофильмам (например, "Мертвый сезон") - которую композитор писал без особой охоты.

    Помимо новейших веяний, Андрей Волконский интересовался достижениями Средневековья и эпохи Возрождения. В 1965-м основал ансамбль старинной музыки "Мадригал", открывший советскому слушателю целый пласт культуры. В репертуаре коллектива, естественно, присутствовали и церковные произведения, знаменные распевы XV-XVI веков. Везде, где гастролировал "Мадригал", Волконского вызывали на "проработку" и однажды даже посоветовали на смену духовным гимнам поискать в старинной музыке что-нибудь "более народное" - например, наигрыши скоморохов. В 1973-м он выехал за границу и там писал совсем другую музыку, черпая вдохновение в немецком романтизме и мотетах раннего Возрождения.

    - Мы предложили воронежцам несколько сочинений, в большинстве своем написанных Волконским до эмиграции. Например, этапная "Сюита зеркал" для сопрано и камерного оркестра или вокальный цикл "Жалобы Щазы" из дагестанской народной поэзии, - отметил дирижер "Студии новой музыки", заслуженный артист России Игорь Дронов. - Слушать это сложно, но поверьте - произведения очень глубокие. Потрясающие.

    Вряд ли на каком другом мероприятии фестиваля было так мало случайной публики. Среди музыкальных гурманов, ценителей додекафонии и диссонансов, не "выгуляешь" мужа и не щегольнешь вечерним нарядом. Пришло на удивление много молодежи. Ползала пустовало - но и сбегать после антракта люди не спешили.

    В рамках фестиваля "Студия…" дала еще один концерт - "Музыка прозы Андрея Платонова". В него вошли сочинения современных авторов: как напрямую апеллирующие к текстам писателя ("Сокровенный человек" Дмитрия Курляндского, "Три стихотворения Андрея Платонова" Александра Вустина, "Чевенгур" Владимира Тарнопольского), так и близкие ему по духу.

    Игорь Дронов, который выступает с оркестром Большого театра и является приглашенным дирижером таких известных коллективов, как Российский национальный оркестр и немецкий Ensemble Modern, подчеркнул, что на Западе сочинения современников звучат чаще, чем в нашей стране:

    - В Европе или США в программу для симфонического оркестра я обязательно должен включать не только, допустим, популярного Чайковского, но и кого-то из ныне живущих авторов. Классики и современники имеют там равные права на исполнение со сцены. И в принципе, аудитория к этому подготовлена.

    Поделиться