14.06.2013 12:40
    Поделиться

    Эксперты: Покончить с собой в "Лефортово" невозможно

    Тюремное ведомство подтвердило, что мэр Махачкалы Саид Амиров пытался покончить с собой в следственном изоляторе "Лефортово". "В ночь на 12 июня Саид Амиров нанес себе раны предплечий лезвием от одноразового станка. Как только это было обнаружено, Амирову оказали первую помощь и госпитализировали", - сообщают официальные представители Федеральной службы исполнения наказаний.

    После попытки суицида арестованный переведен в больницу, его состояние удовлетворительное, рассказывают в тюремном ведомстве. Напомним, операция по задержанию градоначальника прошла в Махачкале 1 июня. После задержания Амирова вертолетом доставили в аэропорт, а затем самолетом в Москву, где суд арестовал его на два месяца. Следствие обвиняет мэра в организации убийства следователя Арсена Гаджибекова. Сам градоначальник вины не признает.

    Надо сказать, что пресса называет Саида Амирова не просто городским головой, но одним из самых влиятельных в Дагестане людей. Где правда, а где вымысел во всех историях, рассказываемых сейчас про мэра, должны разобраться следствие и суд. А правозащитники между тем призывают изменить меру пресечения мэру Махачкалы.

    Как заявил агентству "Интерфакс" глава Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Валерий Борщев, "Амиров является инвалидом, он болен. Таких людей нельзя держать в следственном изоляторе. У Амирова целый букет заболеваний. Он не может без помощи сотрудников Лефортово совершить простейшие гигиенические процедуры. Такие люди должны находиться под домашним арестом. Суд должен пересмотреть решение о заключении Амирова под стражу и отправить его под домашний арест".

    У ОНК есть право беспрепятственного посещения следственных изоляторов и колоний. По словам Валерия Борщева, члены комиссии посещали мэра в Лефортово. "Мы говорили о то, что его необходимо перевести в более удобную камеру. Для него как инвалида камера неудобна. Администрация Лефортово обещала перевести его в другую камеру. Амирову требуется дополнительное внимание врачей. Члены ОНК отметили, что внимание врачей недостаточное", - сказал Валерий Борщев.

    В свою очередь известный психиатр-криминалист, руководитель "Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях" Михаил Виноградов высказал агентству РИА Новости мнение, что Амиров действительно хотел уйти из жизни, а не привлечь внимание. "Скорее всего, попытка вскрыть вены и на руках, и на ногах, а это очень редкий вариант, говорит о том, что он действительно был в тяжелом депрессивном состоянии и хотел уйти из жизни не только потому, что перечеркнута вся его карьера, но и потому что это дает возможность уйти от публичного позора, - сказал он. - Для такого человека с амбициями, как мэр Махачкалы, сидеть за решеткой в наручниках и давать показания - это позор". По словам психиатра, существует две причины суицидов: реальное желание уйти из жизни на фоне депрессии и демонстративная попытка привлечь внимание общественности к своим проблемам.

    Впрочем, специалисты, с которыми поговорил корреспондент "РГ", высказали несколько иное мнение. По их словам, в камере СИЗО "Лефортово" совершить самоубийство невозможно в принципе, и любой сиделец должен это понимать. "Не стоит забывать, что это не простой изолятор, он фактически находится под патронажем ФСБ. Раньше это вообще был штатный изолятор ФСБ. Лишь под влиянием международного сообщества, требующего, чтобы следствие и администрация мест лишения свободы находились в разных ведомствах, "Лефортово" и другие следственные изоляторы ФСБ были переданы во ФСИН. Но старые связи, безусловно, сохранились. Достаточно сказать, что следственное управление ФСБ находится там же - практически через стенку, - сказал собеседник "РГ". - Сидят в этом изоляторе в основном фигуранты дел, по которым ФСБ либо ведет следствие, либо осуществляет оперативное сопровождение. А режим и порядки в нем разительно отличаются от обычных СИЗО. Фактически в "Лефортово" сохранился прежний дух КГБ".

    По его словам, арестантов там по-прежнему называют по номерам. Весь режим организован так, чтобы арестанты из разных камер не встречались друг с другом в коридоре - при выводе к следователю, на прогулки и т. д. Никакой связи с внешним миром у тамошних сидельцев нет. Нелегальные мобильные телефоны, тайные каналы общения между камерами отсутствуют, как класс. "Арестованные в "Лефортово" находится под постоянным наблюдением, - рассказывают специалисты. - В камерах может быть видеонаблюдение, не сомневаюсь, что арестанта такого уровня держали под видеоприсмотром. Но при этом в любую камеру "Лефортово" каждые несколько секунд заглядывает охранник: инспектора дежурят на галереях, идущих вдоль дверей камер (в "Лефортово" нет сплошных перекрытий между этажами). У каждого инспектора под наблюдением относительно немного камер, так что долго оставаться вне поля зрения охраны арестанты не могут. Что-то успеть за время, пока закрыт глазок, невозможно". Поэтому эксперты полагают, что причины предпринятых мэром действий могут быть в другом. "Многие влиятельные в криминальном мире люди испытывают дискомфорт в "Лефортово" именно потому, что в этом изоляторе оказываются полностью отрезанными от внешнего мира, - рассказывают эксперты. - Поэтому они нередко идут на различные ухищрения, чтобы добиться перевода в другой изолятор, или, как вариант, в тюремную больницу, где, возможно, будет больше возможностей установить нелегальные каналы связи". Попытки членовредительства, рассказывают эксперты, давно используются в арестантском мире как способ давления на администрацию или для решения своих проблем, скажем, чтобы оказаться в тюремной больнице. Поэтому сейчас нельзя категорически утверждать, что именно двигало арестованным мэром - душевное отчаяние или расчет, а может и то, и другое. Пока этим вопросам придется остаться без ответа.

    Поделиться