Любопытно, что в тренерском штабе команды под руководством Сергея Шляпникова, которая поедет бороться за медали Универсиады в Казань появилось новое имя. Это никто иной как давний друг нашей газеты, автор волейбольной колонки в "РГ" Владимир Хроменков.
В прошлом отменный волейболист, Владимир после завершения спортивной карьеры выбрал стезю спортивного статистика и долгие годы работал в этом качестве в национальной волейбольной команде. Затем Хроменков решил, что способен на большее и оказался прав на сто процентов - именно с его именем болельщики "Урала" связывают выход команды в финал Суперлиги. Скажу больше - многие мои коллеги, которые весьма консервативно походят к появлению в нашем волейболе новых наставников согласились: "У него есть искорка". И как выяснилось, даже не одна!

Владимир, позвольте ненадолго вернуться в прошлое - серию плей-офф российского чемпионата. Можно сказать, что вы сотворили главную сенсацию турнира, когда фактически перехватив знамя у заболевшего итальянца Анджолино Фригони вывели "Урал" в финал. Помню, как фанаты стоя аплодировали, когда вы входили в зал перед матчами с "Губернией". За счет чего удалось совершить такой скачок?
Владимир Хроменков: У меня до сих пор сердце сжимается! Тот момент хорошо помню. Спасибо, всем кто в меня поверил! Ну а если вернуться к спорту, то на самом деле все было до банальности просто и никакого особого секрета в игре "Урала" не было. Только психология! В первую очередь я попытался воплотить в жизнь старый и давно известный лозунг: "Парни, мы все плывем в одной лодке". Понимаете, в большом спорте, а особенно в командных видах когда дело доходит до серьезной "драки", то зачастую случается так, что каждый гребет в свою сторону и получается, что движение в заданном направлении отсутствует. Вот этот недочет - когда мы не топтались на одном месте, а разбирая ошибки, шли вперед, нам с ребятами и удалось устранить. Хотя, честно, до сих пор не помню в какой момент серии все вот таким чудесным образом поменялось. Команда стала работать и жить как один единый организм, каждый был готов подставить плечо товарищу, да что там - буквально умереть на площадке. Может все дело в том, что я постарался полностью избавиться от критики в адрес ребят, дал им понять что они нужны как индвидуальности, штучные специалисты, а не просто машины, колотящие по мячу. Я не стеснялся спрашивать совета у игроков, как на собраниях, так и во время игр. Мы на самом деле работали в унисон, понимая, что личные амбиции необходимо отодвинуть назад и сработать на общий результат.
Все это можно назвать панибратством. Разве такое допустимо в отношениях тренер-спортсмен?
Владимир Хроменков: На самом деле никакого панибратства не было. Было ответное уважение со стороны игроков и отдача. Совершенно сумасшедшая. Результат - выход в финал!
Не секрет, что за вами приклеился ярлык "статистика". У нас в стране от них избавляться очень сложно. Не мешает это переходу на "новый уровень"?
Владимир Хроменков: Да уж... Есть и такие, кто говорит, что подобное просто невозможно... Откровенно говоря, меня забавляет ситуация, когда волейбольные "специалисты" самоуверенно заявляют, что четко знают, кому дано играть и тренировать, а кому нет. Господа, если вы все про всех знаете с младых ногтей, так может стоит на этом зарабатывать миллионы, а не пускать стрелы в спину? Вот эти вот "спецы" и вешают ярлыки, о которых вы говорите. Хроменков - "статистик" и все, ничего из него не выйдет. Кто-то один раз сказал и теперь многие повторяют. Как обычно бывает, помог случай.
Заболевший Анджолино Фригони дал мне возможность проверить себя в деле - готов ли? Могу ли? Такой шанс дается, может, один раз в жизни, и его нельзя было упускать. Но тренер - это ведь не просто контракт и свисток с планшеткой, тут нужно соответствовать этому почетному званию, необходимо обладать многими качествами и знаниями, как, например, Сергей Константинович Шляпников.
Он выиграл с нашими молодежными и юношескими командами уйму турниров и, на мой взгляд, сегодня является одним из самых сильных специалистом в стране. Рад, что мне представилась возможность учиться у него. Ну и, разумеется, не могу не сказать "спасибо" всероссийской федерации волейбола. Там работают профессионалы, которые любят и знают волейбол, их поддержка для меня также очень важна.
Да, вы же работаете с Шляпниковым в студенческой сборной. Как проходит подготовка команды к Универсиаде? Чему успели научиться у Сергея Константиновича?
Владимир Хроменков: Видите ли, все в последнее время говорят об итальянской системе подготовки. Я работал с итальянскими специалистами 8 лет. Могу смело заявить, что вся эта система имеет право на жизнь когда у тебя в команде игроки за тридцать и им достаточно только поддерживать форму физически и гонять "шесть на шесть" для успешного выступления. У нас-то все иначе. Вы посмотрите, как скудны технически и тактически наши современные волейболисты. Вот именно расширением технического и тактического арсенала игроков студенческой сборной мы и занимаемся. У Сергея Константиновича есть наработанные и, что более важно, дающие результат методики, по которым мы и работаем. Признаюсь к своему стыду, что я тоже был увлечен иностранными методами подготовки команды, но сейчас мое мировоззрение переворачивается. Вместо того, чтобы читать книги наших напрасно забытых специалистов, я тоже открыв рот верил, что легкой разминки и "шесть на шесть" достаточно для подготовки высококлассной команды. Опыт работы в студенческой сборной поможет мне в работе в "Искре", где как раз собрались молодые, не совсем известные ребята, с которыми предстоит очень много работать в плане обучения.
Говорят, что Константиныч очень строг. По вашему - насколько может быть строгим тренер? Вы бы посмели перечить нынешнему шефу?
Владимир Хроменков: Всегда только поддакивать тренеру не совсем правильно. Я как губка сейчас - очень много впитываю в себя, но и свое мнение тоже высказываю. Перечат обычно капризные детишки. А я ученик. Поэтому я высказываю свою точку зрения и получаю разъяснения от Сергея Константиновича. Уж извините, но опыта, для того чтобы давать советы, у него на пятерых хватит. А того, что он якобы чрезмерно строг, я не замечаю. Он требователен. И если рассматривать его претензии с позиции старых требований в сборной Советского Союза, то можно сказать, что нас вообще, по-честному, разогнать всех нужно. Чтобы работать в сборной команде, нужно соответствовать ее требованиям. К сожалению, авторитет сборных команд упал. Все на самом деле перемешалось.
Сборная страны уже сравнялась с баней, в которую хочу иду, не хочу - найду сотни причин "откосить". Это я сейчас говорю о студенческой сборной. И я прекрасно понимаю состояние Шляпникова, который вынужден унижаться и уговаривать игроков приехать и помочь своей команде и стране отстаивать честь на универсиаде, а те в свою очередь придумывают истории о реабилитациях и всякую подобную чушь. На мой взгляд, требовательность Сергея Константиновича обоснована и должна быть еще жестче.
"На сладкое" приберег вопрос о вашем будущем. Говорят, что у вас появилась первая своя команда, как у главного тренера?
Владимир Хроменков: Да, я возглавил подмосковную "Искру". Я возвращаюсь, можно сказать, в родной клуб. Откровенно в моей карьере было три клуба, которые можно считать родными - "МГТУ" Москва, "Искра" Одинцово и "Урал" Уфа. В последних двух я играл и уже поработал, как ассистент тренера. Теперь, после двухлетнего перерыва, директор "Искры" Андрей Бельмач снова пригласил меня работать в подмосковном клубе. Для меня это огромная честь и я постараюсь приложить все усилия, чтобы не подвести клуб и болельщиков.