06.06.2013 23:50
    Поделиться

    Валерий Выжутович: Обострение обстановки в Крыму не нужно ни Киеву, ни Москве

    В Крым назначен новый российский генконсул. Сменить ранее занимавшего этот пост Владимира Андреева Москве пришлось из-за скандала, поводом для которого послужили неосторожные высказывания дипломата.

    Напомним, официальный представитель России, теперь уже бывший, в интервью местному телеканалу объяснил, почему он не рекомендовал российским летчикам, ученикам и соратникам дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя Амет-хана Султана идти на премьеру фильма "Хайтарма", в котором рассказывается о депортации крымских татар. Генконсул заявил, что этот фильм "искажает правду о Великой Отечественной войне". По словам Андреева, "тема коллаборационизма и пособничества оккупантам обязана присутствовать во всех мероприятиях", которые касаются депортации крымских татар. Высказывания российского дипломата вызвали бурю негодования в среде крымских татар. МИД России был вынужден признать, что генконсул допустил "некорректные формулировки, без должного учета чувствительного вопроса, требующего в любой ситуации исключительно взвешенного подхода". В ответ Андреев известил, что остается при своем мнении, а заявление МИД расценивает как "беспомощное, глупое и беспринципное". После чего был отозван из Симферополя и отправлен в отставку.

    Почему некорректные высказывания генконсула едва не взорвали и без того не очень стабильную ситуацию в Крыму и поставили российскую дипломатию в крайне неприятное положение? Потому что этими высказываниями Андреев по сути оправдал сталинскую депортацию крымских татар. "Стало их горе солоно./ Брали их целыми селами,/ Сколько в вагон поместится./ Шел эшелон по месяцу./ Девочки там зачахли./ Ни очага. Ни сакли". Борис Чичибабин напишет это в 1955-м, всего через два года после смерти Отца народов. Напишет, понятное дело, "в стол". Пройдет нескольких десятилетий - и 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР примет декларацию о восстановлении прав депортированных при Сталине крымских татар и немцев Поволжья.

    С того дня начался трудный, во многом еще не завершенный процесс возвращения крымских татар на родину. Украинские власти до сих пор мучительно пытаются найти общий язык с одним из коренных народов Крыма, требующим расширения своих гражданских и политических прав. Из Крыма постоянно доносятся сообщения о самовольном захвате татарами земельных участков. На этой почве (в ее буквальном смысле) происходят драки, подчас кровавые. А представители русскоязычного населения митингуют, размахивая плакатами: "Татары, не провоцируйте славян! Не разжигайте межнациональную рознь в Крыму!", "Нет - самозахватам земли!"

    Судьба земельных участков и куротных объектов в Крыму - не наше дело. Но сохранение пророссийского анклава на Украине, каковым является этот беспокойный полуостров, остается актуальной задачей. Однако поддержать русских жителей Крыма в их стремлении ограничить аппетиты крымских татар Москва не может. Во-первых, такая поддержка (пусть даже в мягкой форме - в виде высказанной российским МИД озабоченности) была бы болезненно воспринята Киевом, там ее расценили бы как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Во-вторых, Москва понимает, что тягаться с властями Украины за свои права у крымских татар, увы, хватает оснований.

    Политические запросы крымских татар четко излагает меджлис: признать крымско-татарский народ одним из коренных народов Украины; узаконить курултай и меджлис в качестве высших представительных органов крымско-татарского народа; обеспечить эффективное представительство крымско-татарского народа во всех органах государственной власти; придать крымско-татарскому языку статус государственного; создать условия для скорейшего возвращения всех крымских татар из мест депортации; установить равные для всех народов Крыма права в приватизации и трудоустройстве. Самое же сокровенное в политической программе меджлиса - восстановление национально-территориальной автономии крымских татар. Но восстановление крымско-татарской национально-территориальной автономии - это шаг к опаснейшему конфликту. Ведь того же станут вправе потребовать и другие коренные народа Крыма - греки, немцы, болгары, армяне, караимы, не говоря уж о русских.

    Все эти обстоятельства заставляют относиться к запросам крымских татар с изрядной долей осторожности. Слишком обширны эти запросы. И слишком ограниченны конституционные, политические, экономические ресурсы нынешней украинской власти, чтобы эти запросы реально удовлетворить.

    Руководители меджлиса тем не менее гнут свою линию. Они, например, отказались исполнить просьбу Киева и отменить принятую в 1991 году Декларацию о национальном суверенитете крымско-татарского народа. Они, кроме прочего, стали резко высказываться в адрес России, начали говорить, что "в мире есть силы, которые хотят "взорвать Крым".

    Подобная риторика годится для митингов, но мало пригодна для спокойного, бепристрастного разговора о проблемах крымских татар. И уж точно, что в обострении обстановки на полуострове не заинтересованы ни Киев, ни Москва. "Взорвать Крым" могут только некоторые дипломаты - своими неосторожными заявлениями. И некоторые политики - своими популистскими обещаниями дать крымским татарам всё и сразу.

    Поделиться