06.06.2013 16:07
    Поделиться

    Депутаты предложили вернуть в школы сочинение

    Депутаты Госдумы предложили вернуть в школы творческий экзамен в виде сочинения, создать для школ единый учебник русского языка, ввести курсы русской литературы в вузах и открыть на сайте Госдумы страницу по обмену опытом преподавания русского языка для преподавателей.

    Эти предложения прозвучали сегодня, в День русского языка, на "круглом столе", который проводил комитет по образованию Госдумы.

    Депутаты и эксперты-филологи бьют тревогу: если брать в расчет пессимистический прогноз, к 2025 году  число знающих русский язык в различных странах мира составит 152 миллиона. В том числе, только 110 миллионов человек будут владеть русским на территории России. К сожалению, русский язык все активнее вытесняется из школ в странах СНГ, где еще недавно его знали почти так же хорошо, как родной.

    - Когда я поступала в университет на отделение русской филологии, конкурс был 13 человек на место, - рассказала Арусяк Нерсесян, руководитель Русского центра Ереванского госуниверситета, - сейчас в школах его изучают только два раза в неделю, а студенты учат русский лишь на первом курсе, потом им предлагается на выбор - русский или английский. И они делают выбор, чаще всего, в пользу английского.

    Впрочем, сейчас в Армении интерес к русскому языку немного растет, и конкурс на отделение русской филологии повышается.

    Такая же ситуация в других странах СНГ, где русский язык постепенно вытесняется и надо прилагать усилия, чтобы поддерживать интерес к нему. Тревожное положение и в России. Хороший литературный язык почти не услышишь, вместо него - нецензурная лексика и словарный запас Эллочки-Людоедки.

    - Единый учебник русского языка мог бы быть не менее полезен, чем единый учебник по истории. Нужно ввести устный компонент в ЕГЭ по языкам и реабилитировать сочинения",  - считает председатель комитета Госдумы по образованию и председатель правления фонда "Русский мир" Вячеслав Никонов.

    Депутат Олег Смолин предлагает ввести запрет на использование ненормативной и жаргонной лексики и тоже обеими руками за изменения в ЕГЭ:

    -Обычный диктант выявит грамотность гораздо лучше, чем ЕГЭ. Если бы Пушкин писал ЕГЭ, Державин бы не проснулся!

    В итоге "круглый стол" подготовил министерствам свои рекомендации. Среди них: воссоздание в Минобрнауки Отдела русского языка, пересмотр методики преподавания русского языка в школе, введение обязательного выпускного сочинения, обсуждение изменений в вузовских программах, которые можно дополнить курсами русской литературы. Кроме того, депутаты и эксперты предлагают установить штрафы за нецензурную брань в общественных местах, особенно строго при этом наказывать представителей государственных структур - полицейских, военных, медиков.

    Прямая речь

    Вениамин Каганов, первый заместитель руководителя департамента образования Москвы:

    - Все предложение депутатов и экспертов о введении в школах обязательного сочинения, расширения программ в вузах за счет дополнительных часов на русскую литературу, создания единого учебника русского языка говорят о поиске оптимальной формы обучения и оценки знаний, и сам факт такого интереса - крайне положителен. Что касается изменения действующей практики - нужно обсуждать вместе с педагогами, психологами, управленцами, юристами. Не бывает идеальных решений. В каждом есть и плюсы, и минусы.

    Что касается школы, то ясно, что все меры по поддержке одной учебной дисциплины не должны ущемлять другие. Если мы будем вводить часы по литературе или русскому языку сверх той нагрузки, что есть сегодня, врачи нам тут же напомнят про Санпины. Чтобы их не нарушать, надо сокращать часы на другие предметы. На какие? На математику, физику?  Выход мне кажется в следующем: надо осознавать, что мир изменился, и  учить надо другому и иначе, чем это было 30 или даже 10 лет назад. Конечный критерий не в количестве часов и даже не в знании того или иного предмета, а в готовности ребенка к взрослой жизни.

    Поделиться