25.05.2013 16:48
    Поделиться

    Дягилевский фестиваль открылся премьерой "Ромео и Джульетта"

    В Пермском оперном театре седьмой Международный Дягилевский фестиваль стартовал с премьеры балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" в хореографии Макмиллана. Несмотря на известно печальный конец истории любви двух молодых итальянцев, впечатления от постановки у пермской публики остались самыми светлыми.

    Балет "Ромео и Джульетта" в постановке английского хореографа Макмиллана - пожалуй, самое ожидаемое событие в списке запланированных мероприятий седьмого  Международного Дягилевского фестиваля, открывшегося 25 мая. Даже на генеральной репетиции постановки, состоявшейся накануне спектакля, в театре был полный аншлаг.

    - Мы постараемся ставить такие спектакли, чтобы каждая генеральная репетиция вызывала бы такой интерес публики, - сказал перед прогоном художественный руководитель постановки Алексей Мирошниченко.

    Большой интерес объясняется несколькими причинами, самая главная из которых - тот факт, что наша постановка стала первым исполнением канонического балета Макмиллана в России. Русские балетные компании, кроме Мариинского театра, практически не используют его хореографию в своем репертуаре.

    Балет поставлен в тесном сотрудничестве с Фондом Кеннета Макмиллана, а на премьеру приехала вдова хореографа леди Дебора Макмиллан. По свидетельству Алексея Мирошниченко, не каждая труппа и не каждый театр удостаивается такой чести работать с Фондом.

    - Я очень обрадовалась, когда узнала, что появилась перспектива поставить этот спектакль, - сказала леди Дебора. - Это как возвращение домой. Ведь мать-основательница английского балета в свое время работала в труппе Сергея Дягилева.

    С пермской труппой работали известные балетмейстеры-постановщики Гари Харрис и Карл Бернетт. За почти полтора месяца подготовлено четыре состава исполнителей.

    - У этой труппы хорошая репутация и большая работоспособность, - говорит Карл Бернетт. - Я вижу, с каким удовольствием они работают. Главное - понимают, почему они на сцене, и ради чего все это делают. Работа была трудной, но нам удалось сделать это так ласково, что они не заметили, что это было трудно.

    Второй момент,  уже давно интриговавший широкую публику - костюмы исполнителей, общая стоимость которых превысила 30 миллионов рублей. В балете используется более чем 300 костюмов. Из них 29 шились в Италии. Да и сами художники-постановщики пермского спектакля - Мауро Карози и Одетте Николетти - родом из Италии.

    Костюмы действительно достойны особого внимания. Местами забываешь, что это балетный спектакль, а не оперный: настолько величественны и приближены к средневековой реальности платья и головные уборы. Удивительно, но при этом они не мешают видеть грациозность и изящества балетных па.

    Кстати, через день после премьеры в Пермской художественной галерее откроется выставка, на которой будут представлены костюмы, головные уборы, эскизы и чертежи - весь роскошный реквизит спектакля. Как заявляют устроители выставки - это идея творческого квартета сценографов Мауро Карози и Чинции Ло Фацио и художников по костюмам Одетте Николетти и Луиджи Бенедетти.

    Декорации создают удивительную иллюзию полного погружения в атмосферу небольшого итальянского городка, где, собственно, и происходит действо.

    Премьерный показ был встречен пермской публикой очень тепло. Цветы и аплодисменты, поздравления, слова признательности и восхищения - Пермский театр оперы и балета занес в свою историю успеха еще одну выдающуюся российскую премьеру.

    Впечатления от спектакля, действительно самые светлые, несмотря на известный всем печальный конец. Исполнителям, а особенно исполнителям главных партий - Руслану Савденову и Наталье Домрачевой - удалось передать движениями настоящую жизнь и настоящие чувства. Никакого схематизма, все весьма явно и максимально приближено к жизни.

    Словом, создателям спектакля удалось выполнить главную установку художественного руководителя спектакля Алексея Мирошниченко, о которой он говорил накануне премьеры.

    - Я выбрал постановку Макмиллана не потому, что я иду на поводу у глобального вкуса, - сказал он.- Просто это живой спектакль, там практически нет пантомим. Конечно, он сложен, но он увлекает зрителя за собой. И главное - он более позитивный, чем в хореографии Лавровского. И несмотря на то, что в конце трагедия, на пути к ней мы встречаемся с живыми людьми.

    Послепремьерные показы балета будут представлены публике 20, 22 и 23 июня, и еще 12 спектаклей пройдут в следующем театральном сезоне.

    Дягилевский фестиваль стартовал. В течение недели, до второго июня, в Перми состоится целая череда больших культурных событий, каждое из которых достойно внимания зрителей с самым изысканным культурным вкусом.

    - Мы гордимся, что и в этом году нам удалось сохранить тот повышенный градус происходящего, который характерен для нашего фестиваля, - говорит художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис. - Обещаю, что вы увидите такое качество постановки и исполнения, какое не всегда встретите даже в Европе.

    Кстати

    "Самая печальная повесть на свете" благодаря неувядающей музыке Прокофьева получила около сотни балетных интерпретаций. Две из них стали каноническими - советского хореографа Леонида Лавровского (Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 1940) и британского классика Кеннета Макмиллана (Королевский театр в Ковент-Гардене, 1965).

    Сэр Кеннет Макмиллан перевернул представления о сюжетном балете, возведя его до уровня психологического театра, не лишив при этом хореографию изобретательности. В 1965 году на премьере в Лондоне на сцене блистали Ромео - Рудольф Нуреев и Джульетта - Марго Фонтейн. Публика вызывала их на поклон 43 раза, а аплодисменты гремели почти 40 минут. Труппа Пермского балета первой среди российских танцевальных компаний представляет шедевр, которым англичане гордятся не меньше, чем русские - "Лебединым озером".

    Поделиться