23 мая в Выставочном зале "Манеж" открылась выставка "Нуриев-танец", посвященная 75-летию со дня рождения великого танцовщика. Это совместный проект музея-заповедника "Казанский Кремль" и Фонда Черномырдина.
В экспозицию вошли картины, скульптуры, изображающие артиста, и фотографии, запечатлевшие его в танце. Среди них немало смелых, на первый взгляд хулиганских работ. Например, фотоинсталляции с "танцующими" детскими колготками.
Оказывается, автор вдохновился биографическим материалом. Маленький Рудик любил натягивать колготки, что называется, чуть ли не до груди и смотреть на изгибы своего тела в зеркале. А уже будучи взрослым, он первый среди артистов советского балета стал выступать в обтягивающих трико. Этим, конечно же, он поначалу эпатировал публику, но в итоге стал законодателем мод.
- Выставок, посвященных Нуриеву много, - говорит директор Лаборатории музейного проектирования Елена Лебедева. - Но, как правило, они показывали либо судьбу артиста, либо его костюмы. А Нуриев дорог своим танцем. Чем-то эфемерным не материальным. Как передать энергетику танца? Вся выставка строилась именно вокруг этого. Он был новатором, он бросал вызов канонам. Это именно почувствовали молодые художники, которые приняли участие в экспозиции.
Самый уникальный экспонат - костюм, в котором Нуриев танцевал заколдованного принца в "Щелкунчике". Его предоставил Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Впрочем, ни одно из произведений выставки, не способно передать всю пластику и энергию Нуриева. Видимо, поэтому организаторы сопроводили экспозицию видеорядом. Посетители могли увидеть записи выступлений артиста. В том числе в авангардных постановках "Полевые фигуры", "Маргарита и Арман". Глядя на них, трудно не согласиться с высказыванием прима-балерины Лондонского театра Ковент-Гарден, партнером Нуриева, Марго Фонтейн : "Это не танцовщик - это сам Танец как он есть". Собственно эти слова и вынесены в название выставки.