21.05.2013 23:22
    Поделиться

    Чеховский фестиваль открылся спектаклем внука Чарли Чаплина

    Спектаклем "Рауль" открылся Чеховский фестиваль
    Символично, что Чеховский фестиваль открылся спектаклем Джеймса Тьере, внука Чарли Чаплина, "Рауль".

    "Компания Майского Жука" (Франция), основанная им в 1998 году, получила его собственное семейное имя - так называли его родители, Виктория Чаплин и Жан-Батист Тьере, имея в виду его неуемность. Тьере, внук Чаплина, Майский Жук, и здесь совершает чудеса преображения.

    Жанр, в котором по семейной традиции работает Джеймс Тьере, называется "новым цирком", то есть соединением театра, танца и цирка. Но глядя на то, как его отшельник, на секунду покинув свой шатер, больше похожий на лачугу, обретает там другого (похожего на него как две капли воды), как пытается он познать собственную человечность в соседстве с обезьянами, камнями и ветрами, превращаясь в них и вновь смиренно и горестно возвращаясь в свое слишком человеческое одиночество, думаешь о "новом цирке" как о лучшем из искусств. В постоянной борьбе со своим альтер-эго (не стоит и говорить, что это все тот же Джеймс Тьере) он сражается еще и со своими сюрреалистическими кошмарами. На него наползают огромные рыба, рак и слон, медуза и птичий скелет. Все они, придуманные его матерью, Викторией Чаплин-Тьере, теперь играются другим артистом.

    В сопровождении Шуберта и Вивальди персонаж Тьере плывет в океане своих снов, его ветхий шалаш на металлических мачтах распадается у него в руках, да и сам он сливается со стихией, забывая, кому принадлежит его тело - антропоморфному или зооморфному существу, живой или неживой природе.

    Тьере-младший делает ровно то самое, чем когда-то заворожил мир его дед. Как и Чаплин, он повествует о человеческом одиночестве и тоске со смирением клоуна, отдавая свое восхитительно виртуозное тело во власть всех стихий и пространств. Персонаж Джеймса оказывается тем самым маленьким человечком, который наблюдает себя в пугающем космосе и, глядя на распадающийся мир, хранит надежду на спасение.

    Тьере, как и Чаплин, касается чего-то сокровенного, его тело спешит передать все трепеты и судороги человеческого существа, его любопытство и боль. Он что-то лепечет себе под нос на неведомом нам языке, этот Акакий Акакиевич всех времен и народов, и дарит нам возможность видеть наши собственные сны, фантазировать вместе с ним и за него - но в его прекрасной раме, где человеческое тело и душа феноменально транслируют любовь.

    Поделиться