19.05.2013 23:30
    Поделиться

    Британия поставила под вопрос расследование смерти Алексея Литвиненко

    Как и следовало ожидать, развязать "узел Литвиненко" оказалось для Британии миссией на грани невозможного. Начатое было Альбионом расследование обстоятельств смерти экс-офицера ФСБ, отравленного в 2006-м в Лондоне полонием, сначала отложили на целых пять месяцев, а теперь и вовсе поставили под вопрос.

    Судья-коронер Высокого суда сэр Роберт Оуэн, ведущий дознание по делу Александра Литвиненко, сообщил, что в рамках существующего процесса он не может принимать к рассмотрению никаких свидетельств того, что к смерти Литвиненко причастно российское государство. Не может судья-коронер рассматривать также утверждения, что британские власти могли предотвратить гибель экс-офицера ФСБ, нашедшего укрытие на Альбионе.

    Почему не может? Потому что в его руках не оказалось исключительно важных документов, связанных с разбираемым им делом. О каких именно документах идет речь, до сих пор наверняка не знает никто. Известно лишь, что засекретить ряд относящихся к делу материалов решило британское правительство. По сообщениям прессы, в феврале министр иностранных дел Соединенного Королевства Уильям Хейг подписал специальный сертификат, запрещающий предавать огласке ряд значительных документов по делу Литвиненко, ссылаясь на интересы государственной безопасности. Как предполагают британские обозреватели, из рассмотрения следователей хотят вывести документы, скорее всего подготовленные британскими разведслужбами. Возможно, речь идет о файлах, содержащих информацию о вероятном сотрудничестве Литвиненко с МИ-6 и спецслужбами других государств. По словам судьи-коронера, данный запрет мешает ему исполнить свои служебные обязанности и провести "полное, честное и беспристрастное расследование обстоятельств гибели Литвиненко". Проще говоря, в руках лорда Оуэна оказалась неполная колода карт.

    Поэтому появившиеся в последние пару дней в ряде СМИ сообщения о том, что английский судья не нашел "русского следа" в деле Литвиненко, оказались не совсем корректными. У сэра Оуэна в отсутствии необходимых документов не было возможности искать чей-либо след. Логично, что судья-коронер поставил под вопрос целесообразность продолжения расследования обстоятельств смерти Литвиненко - по крайней мере, в том формате дознания, в котором оно велось до сих пор. Дело в том, что, согласно английскому закону, никакие документы и никакие свидетельства не могут заслушиваться за закрытыми дверями, если процесс идет не в формате публичного расследования. Затеянное Лондоном дознание публичным расследованием не было, а потому не имело законного права заслушивать засекреченные материалы.

    В специальном заявлении сэр Роберт Оуэн заявил о том, что ему следует рассмотреть доводы в пользу того, чтобы суд мог направить министру внутренних дел Соединенного Королевства просьбу о начале проведения иного, публичного расследования. Именно оно могло бы дать возможность рассмотреть все документы и все аспекты дела, в том числе покончить со спекуляциями относительно "российского следа" в деле Литвиненко. По словам судьи-коронера, исключение свидетельств по вопросу о причастности российского государства вызывает у него озабоченность: "Все свидетельства были бы приняты во внимание, если бы по обстоятельствам смерти Литвиненко проводилось публичное расследование".

    Решится ли Лондон на такое расследование? Официальный представитель правительства заявил, что решение судьи-коронера будет "тщательно рассмотрено". Британская общественность и практически все СМИ Альбиона единодушны в том, что дознание должно быть тщательным и открытым. Как было подчеркнуто в одной из здешних редакционных статей, репутация Лондона как места безопасного для глобальной элиты покоится на убеждении, что правосудие Британии беспристрастно и что здесь торжествует закон и порядок. По дознанию о Литвиненко, уверены британцы, "о нас будут судить".

    Поделиться