19.05.2013 23:10
    Поделиться

    Пасхальный фестиваль завершился операми и колоколами

    Два оперных вечера в Концертном зале Чайковского и Большом зале консерватории, опера Берлиоза в МГУ им. Ломоносоова и колокольные звоны в храмах на Полянке, Никитской, Якиманке стали финалом XII Пасхального фестиваля, охватившего в этом году 33 города России.

    Как обычно, Московский Пасхальный фестиваль прошел в ударном режиме. И, несмотря на короткий из-за поздней Пасхи фестивальный календарь, афиша его не снизила привычных показателей: 90 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ, 23 концерта в 14 городах Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, целый корпус исполненных партитур - от 4-й Симфонии Чайковского, "Рапсодии" Рахманинова (солист - Денис Мацуев), "Картинок с выставки" Мусоргского, до Мессиана ("Вознесение"), Перголези ("Stabat Mater"), "Военных писем" Гаврилина, оратории "На страже мира" Прокофьева. Здесь же - концертные посвящения композиторам-юбилярам: сцена из 3-го акта "Валькирии" Вагнера (с участием Рене Папе), "Аттила" Верди (с участием Ильдара Абдразакова), "Русалка" Даргомыжского, "Колокола" Рахманинова, премьера в Мариинке-2 "Весны священной" Стравинского в хореографии Саши Вальц к 100-летию балета, три исполнения оперы Берлиоза "Бенвенуто Челлини". Причем, "циклопические" объемы музыки, привычные для Гергиева, исполнялись в условиях транзита, параллельно с процессом налаживания хоровой жизни в городах, вписавшихся в маршрут фестиваля.

    Прямая речь

    В чем смысл такого экстремального режима Пасхального фестиваля: два-три концерта в день с колес?

    Валерий Гергиев: Нашей идеей было выступить в городах Орловско-Курской дуги, где 70 лет назад происходили главные события войны. И задачей было не создавать себе шикарные условия для выступлений, а отдать дань памяти и благодарности людям, которые 70 лет назад сложили головы и отстояли эти города. За три дня накануне 9 Мая мы прошли Смоленск, Брянск, Белгород, Курск, Орел, Тулу, Калугу. Это невиданный по плотности график, но каким-то чудом все сложилось, и все концерты прошли очень хорошо.

    Региональная программа открывалась в Смоленске, на родине Глинки, где вы выступали два года назад. Там была шумная история с выселением музыкального училища из его здания, взволновавшая вас. Что происходит сейчас?

    Валерий Гергиев: Я не имел возможности поговорить с губернатором, но его заместители мне сказали, что с училищем все в порядке. Ощущение от Смоленска у меня осталось смешанное. Была хорошая погода, мы подходили к памятнику Глинке, побывали в Успенском соборе потрясающей красоты. Выступили с детским хором - пока еще очень небольшим. Я надеюсь, хоровое движение будет разрастаться в Смоленске, где есть богатые музыкальные традиции. Конечно, многое зависит в городах от администрации. Наверняка, еще об этом речь пойдет. В Брянске, в Белгороде уже есть крепкая основа для того, чтобы детские хоры развивались. В Курске, в Туле, в Калуге - везде детские хоры зарекомендовали себя хорошо. Порадовали хоры и в Нижнем Новгороде, в Ярославле, в Костроме. У меня появилось ощущение, что мы сможем все организовать так, чтобы Россия вновь стала хоровой державой. А начать надо с того, чтобы вернуть хоровое пение в каждую общеобразовательную школу.

    Тема уроков музыки в школе поднимается уже давно.

    Валерий Гергиев: Существует мнение: вот, есть музыкальные школы, пускай там поют и делают, что хотят. Но дети в 7 лет ничего не хотят. И в школу они идут не потому, что хотят, а потому что так государство выстраивает их будущее. И то, чему учат в школах, определяет государство, а не ребенок. Все мое поколение вышло из детских хоров. Сейчас я сделал предложение, чтобы на открытии Олимпиады в Сочи выступил сводный детский хор в тысячу человек. Конечно, потребуются дополнительные организационные усилия, но, думаю, каждый регион страны с удовольствием пошлет в Сочи своих детей.

    В поездках по регионам вы постоянно встречаетесь с губернаторами: что обсуждаете?

    Валерий Гергиев: Эти встречи я считаю частью своей работы. Всегда хочется, чтобы наши разговоры были откровенными. Важно, чтобы коллективы в городах - хор, камерный оркестр, будущий симфонический оркестр, имели хорошие условия для своих выступлений, репетиций. И в этом плане положительные ощущения были у меня в Костроме, в Вологде, в Ярославле.

    Пасхальный фестиваль становится "миссионерским"?

    Валерий Гергиев: Этот фестиваль успешен во многих отношениях: во-первых, невероятная посещаемость наших концертов во всех городах. В Москве в этом году на Поклонную гору пришло 217 тысяч слушателей - немыслимая цифра! Радует также, что почти все губернаторы готовы серьезно говорить о поддержке культуры, о поддержке наших коллег, о роли музыкального образования. И не только говорить, но и вложить энергию, силы, средства в будущее страны: в гармоничное развитие наших детей.

    Поделиться