19.05.2013 14:12
    Поделиться

    В Петербурге открылся съезд учителей права к 20-летию Конституции

    Лучшие учителя права и обществознания из всех регионов России собрались в Президентской библиотеке имени Ельцина на всероссийский съезд, посвященный 20-летию Конституции РФ.

    - Сегодняшний мир открыт для понимания того, какие правовые системы работают в разных странах, как там действуют институты президентства, парламента, как работают права человека. Но формирование фундамента гражданской позиции начинается именно в школе, - говорит полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде Михаил Кротов. - Если человек не становится юристом, то единственный, кто ему системно преподавал право - это школьные учителя обществознания. Поэтому для нас очень важно узнать, что думают педагоги, и понять, с какими проблемами они сталкиваются.

    Несмотря на то, что учителя съехались на съезд из всех концов страны, многие из них уже знакомы друг с другом - готовясь к урокам, они постоянно обмениваются материалами и наработками. Говоря о сложностях в преподавании обществознания, большинство педагогов соглашаются, что главная проблема - нехватка хороших учебников.

    - В списке предметов ЕГЭ обществознание лидирует по количеству желающих его сдавать. В то же время материалов одной только школьной программы категорически недостаточно для того, чтобы хорошо сдать экзамен. А существующие учебники - сухие и скучные, - говорит Мадина Гарданова, преподаватель из Ингушетии. - Поэтому, готовясь к урокам, учителям приходится обрабатывать большой объем дополнительного материала. При этом необходимо учитывать способности и возможности учеников. Ведь, согласитесь, подростки в сельской местности и в больших городах - совсем разные. А ЕГЭ одинаков для выпускников как ингушских деревень, так и московских школ.

    - Хорошо, что с этого года у нас ввели уроки обществознания с шестых классов. Раньше обучение шло только для десяти-одиннадцатиклассников, и всего по часу в неделю. Ну что мог дать учитель за это время? - продолжает ее коллега Малика Алисханова из Чеченской республики. - Но при этом вопрос нехватки хороших учебников особенно обострился. Шестиклассники искренне интересуются предметом, однако существующие пособия не дают информацию в увлекательной форме. Учебники по обществознанию для 6-9 классов нуждаются в кардинальной переработке - это факт.

    - Создать единый учебник по обществознанию, как и по истории, будет трудно, - считает Елена Манданова, проректор Института кадров управления и образования Республики Бурятия. - Из существующего сейчас массива пособий несложно выбрать дидактические единицы, которые могут использоваться для подготовки к ЕГЭ. Одного учебника, конечно, недостаточно, их должно быть как минимум два-три. Ежегодно мы готовим для учителей региона методические рекомендации, где выстраиваем три линии учебников, которые апробированы и имеют место быть.

    Заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк признает, что вопрос качества учебников очень важен, и заверяет, что ему будет уделено внимание в самое ближайшее время. По ее словам, в ближайший вторник на площадке Книжного союза состоится заседание с представителями Госдумы и Совета Федерации. Одной из основных тем обсуждения станет новый подход к формированию школьных учебников.

    До проведения ЕГЭ по обществознанию осталось чуть больше трех недель. Учителя призывают старшеклассников, которые будут его сдавать, не тратить время на зубрежку, а постараться проникнуться сутью предмета.

    - Главное - чтобы ученик осознал, в каком мире он живет, каков вектор развития нашего общества и каковы его ценности. Получится это - и уяснить предмет станет очень просто, - говорит Мадина Гарданова. - Иначе все сведется к бездумному заучиванию огромного объема материала, это нерациональный подход. В конце концов обществознание - не точная наука и зависит от изменений в мире, которые происходят так быстро…

    Советник президента РФ и представитель президента в Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Вениамин Яковлев подчеркивает, что важнейшее в предмете - хорошее знание конституции.

    - Решающее значение имеет понимание всего трех статей Конституции - первой, второй и седьмой, - объясняет Вениамин Яковлев. - Статья первая говорит, что Россия - это демократическое федеративное правовое государство. Вторая - что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А седьмая статья подчеркивает: Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Если хотя бы три эти статьи будут восприняты нашими старшеклассниками, можно считать, что они вооружены исконными знаниями и готовы быть настоящими гражданами общества. И еще. Правовая система сводится к трем вещам: нормы дозволяющие, нормы обязывающие и запреты. То есть, "можно, должно, нельзя". Это главное, что нужно уяснить молодому человеку. А задача учителя - рассказать о сложном просто.

    Прямая речь

    Вячеслав Никонов, председатель комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

    - К сожалению, в России очень часто менялись основы государственного устройства. Только в ХХ веке было принято шесть разных конституций, которые никак не способствовали стабильности. Нынешняя Конституция РФ рождалась "в боях", в этом году ей исполняется 20 лет. Это возраст и молодости, и начала возмужания. Конечно, хотелось бы надеяться, чтобы она существовала как можно дольше, обеспечивая правовой фундамент для дальнейшего развития государства.

    Кстати, следующий учебный год во всех школах России начнется с урока конституции.

    Денис Богданов, председатель Совета отцов Санкт-Петербурга.

    - Обществознание дает знания, которые поведут наших детей по жизни. А значит, его изучение не может сводиться к заучиванию терминов и их определений. Предмет должен преподаваться на основе интересных фактов, международных примеров - и тогда ученики будут воспринимать информацию легко и радостно. У педагогов лицея, в котором учится мой тринадцатилетний ребенок, это отлично получается, несмотря на ограниченное количество учебных часов.

    Поделиться