19.05.2013 14:29
    Поделиться

    Арно Деплешен представил в Каннах психологический детектив "Джимми П."

    Сложность человеческой психики героиня конкурсного фильма "Джимми П." Мадлен попыталась продемонстрировать на русской матрешке: как одна кукла последовательно и бесконечно вкладывается в другую, так душа человека вмещена в его сердце, сердце в разум, разум в тело, и все это становится частью чего-то еще более общего - человеческой индивидуальности. На этом простом примере Мадлен докапывается до первоосновы: все эфемерно духовное сложено из чистой физики, в ней первопричины всех наших проблем.

    Англоязычный фильм Арно Деплешена "Джимми П." напоминает венецианский хит 2011 года фрейдистский "Опасный метод" Дэвида Кроненберга: он точно так же предпринимает опыт постепенного препарирования характера главного героя, этнического индейца, ветерана войны Джимми Пикара (Бенисио дель Торо). Это своего рода психологический детектив, с каким, вероятно, имеет дело любой врач, восстанавливающий клиническую картину по высказываниям больного, его жестикуляции, его поведению и выражению его глаз. Потенциально увлекательный процесс, в который фильм нас вовлекает, делая его соучастниками и даже как бы соавторами конечных выводов.

    Джимми Пикар был жестоко травмирован на фронтах Второй мировой войны и поступил в военный госпиталь с жалобами на постоянные головные боли. Никаких внешних причин недуга врачи не находят и определяют диагноз как шизофрения. Французский актер Мэттью Амальрик играет психиатра, антрополога, убежденного фрейдиста Жоржа Деверо, который в ходе лечения вступает со своим пациентом примерно в столь же доверительно-сочувственные отношения, как доктор Рагин в чеховской "Палате № 6". Деверо в свое время провел много времени в племенах коренных американцев и видит коренные причины недуга своего пациента в давнем состоянии угнетенности его племени - эта угнетенность не сознается Пикаром, но имеет на него влияние, для Деверо несомненное.

    По этому поводу режиссер предпринимает длительные (и, как правило, мощные по изобразительному решению) экскурсы в запутанный мир воспоминаний предполагаемого шизофреника. В мир его несостоявшихся грез, его религиозной веры и жестоком в ней разочаровании, его сомнений и внутренних борений. Для такой роли как нельзя более подходит суровая замкнутость Бенисио дель Торо, актера мощного, с непроницаемым, как у Жана Габена, лицом и минимумом эмоций при огромной, потенциально взрывной силе характера. Чего не скажешь об Амальрике в роли врача Деверо: актер не изменяет своим хитроватым эксцентрическим манерам, не слишком серьезен, ребячлив и не кажется достойным Пикара оппонентом.

    При некоторых актерских удачах, фильм Деплешена, мне кажется, взвалил на себя столь неподъемные задачи, что временами выглядит громоздким и временами скучным. Как фестивальный опыт он годится, но в прокате, мне кажется, обречен.

    Поделиться