17.05.2013 17:43
    Поделиться

    На ремонт ульяновских дорог потратят миллиард

    На ремонт ульяновских дорог в нынешнем году планируется потратить, в общей сложности, более миллиарда рублей. Сумма вроде бы большая, однако, по словам дорожников, эффективность ее освоения будет зависеть от целого ряда факторов. Среди главных проблем региона - кадровый голод в отрасли, дороговизна строительных материалов и несовершенство ФЗ-94, который, увы, пока не может защитить заказчиков от недобросовестных компаний - однодневок.

    Во дворы - по новой схеме

    На дороги в Ульяновске потратят более 600 миллионов. 550 из них - это средства дорожного фонда, плюс частные инвестиции (под обязательства фонда). 45 миллионов из городской казны пойдут на ямочный и карточный ремонт (он уже идет), 43 миллиона - на ремонт дворовых территорий.

    - В этом году мы решили работать по другой схеме - без расширения дворовых территорий, замены бордюров и обустройства заездных карманов, как было последние три года. Такой подход хорош, но в городе более трех тысяч дворов, а сделать так мы сможем лишь 181 из них. Таким образом, было решено отремонтировать, в первую очередь, дороги. Сейчас определяется адресный перечень, где будут производиться работы, - рассказал и.о. руководителя администрации Ульяновска Сергей Панчин.

    300 миллионов рублей частных инвестиций пойдут на капремонт трех улиц - Октябрьской, Пушкарева и проспекта Ленинского Комсомола. 250 миллионов вложат в поэтапный ремонт улиц Железной дивизии и Марата: в нынешнем году здесь планируют заменить трамвайное полотно, а в следующем - капитально отремонтировать асфальтовое покрытие. Остальные дороги будут ждать своего часа до лучших времен. "Еще в 2004 году на их содержание и ремонт выделялось всего девять миллионов рублей. Отсюда и соответствующее состояние", - отмечает Панчин.

    Еще две дороги в центральной части Ульяновска, находящиеся в неприглядном состоянии - Федерации и Островского - капитально ремонтировать в этом году не будут. Как уточнил Сергей Панчин, в июне здесь планируются серьезные работы по замене труб, которые будет проводить "Волжская ТГК". Таким образом, ремонтировать, чтобы потом асфальт вскрыли, по его словам, смысла нет. После завершения работ асфальт на месте раскопок должны заново положить энергетики.

    Сейчас в областном центре на ямочном ремонте дорог работают 16 бригад: шесть восемь - днем, две - ночью. Еще шесть бригад - "струйники", работающие струйно-инжекторным способом: при помощи специальной установки заполняющие выбоины на дорогах смесью кубовидного щебня и битумной эмульсии.

    Гарантия через суд

    Однако, несмотря на значительно выросший объем финансирования, дороги в регионе лучше не становятся. Уже весной отремонтированное несколько месяцев назад полотно зачастую "смывается". Причин этого несколько.

    Как уточнил Сергей Панчин, в первую очередь, в областном центре, как, впрочем, и во всем регионе, кадровый голод - не хватает квалифицированных дорожников. Из отрасли, которую 20 лет финансировали по остаточному принципу, ушли профессионалы. А на их место брать некого: в регионе специалистов этой отрасли не готовят. Звать профи из других регионов не получается - низкие зарплаты.

    Вторая причина - недобросовестные подрядчики. ФЗ-94, в рамках которого проводятся аукционы на проведение капитального ремонта дорог, защититься от фирм "Рога и копыта" практически невозможно. Через год подрядчик может перестать существовать, а потому гарантийным ремонтом заниматься будет некому.

    - В этом году мы максимально ужесточили договора, прописали более жесткие сроки, требования по оплате, гарантийные обязательства, штрафные санкции, - говорит председатель городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Ильдус Юсупов. - Кстати, мы впервые заставили всех подрядчиков выполнять гарантийные обязательства. Кто-то сделал это добровольно, других пришлось принуждать через суд (это фирма, ремонтировавшая улицу Крымова, и зарегистрированная в Санкт-Петербурге).

    Также, по гарантии, в конце мая будет произведен ремонт дорожного полотна на Императорском мосту через Волгу. Здесь уберут образовавшуюся колею и залатают ямы. Гарантийный срок, в течение которого подрядчик - "Гипростроймост" - должен отвечать за свою работу - истекает через год. Пока вопрос о капремонте волжской переправы не поднимается - в городе, по мнению Юсупова, есть более проблемные дороги.

    Наконец, третья причина - неправильная организация самого ремонта. Яркий пример - участок дороги "Ульяновск - Димитровград - Самара", который в прошлом году начали капитально ремонтировать. Но не хватило 400 миллионов рублей, и в зиму дорога "ушла" без самого верхнего слоя - щебеночно-мастичного асфальтобетона. В результате весной асфальт пополз, на нем образовались выбоины.

    - По сути, дорогу на время ремонта нужно было закрывать совсем, а по ней ходили фуры. Получилось, как если бы портной сшил плащ для дождя, но сделал бы только подкладку, без верха, и сказал: носи, - говорит председатель общественного совета при региональном минтрансе Владимир Трибунский.

    В нынешнем году восьмикилометровый участок доремонтируют - подрядчик должен будет его выровнять и положить финальный слой. После этого дорога должна прослужить семь - десять лет. Получится ли? Покажет уже следующая весна.

    Подождут чемпионата

    До последнего времени в регионе работали асфальтобетонные заводы, построенные еще в 60-80 годы прошлого века, с низкой производительностью - 20-40 тонн асфальтобетонной смеси в час. С 2010 года началось их постепенное обновление. За последние два года, как рассказал директор областного департамента автодорог Сергей Холтобин, подрядчики за свой счет приобрели пять современных заводов; еще четыре будет закуплено в 2013 году.

    - Это должно повысить качество ремонта дорог. Тем более, что мы теперь будем предъявлять особые требования: прежде, чем завод запустится, комиссионно его осмотрим, проверим наличие всех необходимых журналов, технологических карт, лабораторных приборов, которые используются для контроля за выпускаемой продукцией, - отмечает Холтобин. - Кроме этого, мы приобрели два прибора для экспресс-анализа уплотнения асфальта и грунтов. В течение пяти минут они выдают результат с распечаткой, который не подделаешь и не исправишь. Уже начали эти приборы использовать, выезжаем в муниципальные образования, проверяем прошлогодний ремонт. Очень эффективно. Призываем покупать такие приборы и подрядчиков.

    До конца мая в регионе должны произвести ямочный ремонт 70 тысяч квадратных метров дорожного полотна. С июня по август, когда в полую силу заработают новые асфальтобетонные заводы - по 170 тысяч квадратных метров в месяц. "Капитальные" работы на региональные средства будут производиться только на двух объектах: участке автодороги "Ульяновск - Димитровград - Самара" и обходе Инзы.

    - Пока денег на более масштабные работы не хватает. Эффект от средств дорожного фонда мы почувствуем года через три. А затем ситуация должна улучшиться, - считает директор департамента автодорог.

    Что касается федеральных автодорог, на которые сегодня ежедневно ругаются автомобилисты ("Ульяновск - Сурское - Саранск", "Ульяновск - Буинск - Казань"), то их тоже капитально отремонтируют. Но не в этом году, а к чемпионату миру по футболу, который пройдет в 2018 году. В планах федералов - расширить их до четырех полос. Но в нынешнем году глобальной реконструкции дорог не будет - разве что, только ямочный ремонт.

    - Значительная часть федеральных денег - 1,5 миллиарда - пойдет на строительство развязки в районе села Большие Ключищи. Хотя мы и не были согласны с таким решением. Объект уже "расторгован", - пояснил Холтобин.

    Кстати, на ремонт и обслуживание 400 километров федеральных дорог, проходящих по территории Ульяновской области, в нынешнем году будет потрачено около 3,5 миллиардов рублей. На 4600 километров региональных дорог - три миллиарда. Разница получается значительная.

    Пожаловаться на плохие дороги теперь можно на геопортале Ульяновской области. Подробные инструкции опубликованы здесь.  

    Справка "РГ"

    В 2013 году дорожный фонд Ульяновской области увеличился на 30 процентов - сейчас он составляет более 3,1 миллиарда рублей. Как уточнил первый заместитель председателя регионального правительства Александр Пинков, 2,4 миллиарда рублей будет направленно на развитие системы дорожного хозяйства. Средства распределились так: на ремонт школьных автобусных маршрутов планируется потратить 150 миллионов рублей (обычно тратилось 15 миллионов в год), на ремонт остальных областных дорог - более 200 миллионов рублей, на капремонт региональных автодорог - почти 426 миллионов (в 2,5 раза больше, чем в 2012 году).

    Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям составят 283 миллиона - это сумма без учета субсидий областному центру - только второму по величине городу региона - Димитровграду и сельским районам.

    - Впервые 153 миллиона рублей будут направлены муниципалитетам на капремонт и ремонт дворовых территорий внутриквартальных проездов, строительство и ремонт тротуаров. 276 миллионов рублей пойдут на лизинговые платежи на дорожно-строительную технику, которую мы приобретали в 2011-2012 годах, и будем приобретать в 2013 году, - уточнил Пинков.

    Комментарий

    Владимир Трибунский, председатель общественного совета при минтрансе Ульяновской области:

    - За качество дорог должен отвечать заказчик: именно он находит институт, заказывает разработку техзадания, утверждает проект, который должен выполняться до запятой. И он не имеет права принимать брак - это можно расценивать как неэффективное использование средств, а в отдельных случаях, и как экономическое преступление. Освоение и "усвоение" денег - разные вещи. Их в прямом смысле, можно закопать в землю. Особенно когда покрытие толщиной в один сантиметр укладывается на сухую поверхность старого асфальта. Эта "корочка" отскакивает моментально!

    За 20 лет, пока отрасль не финансировалась, дороги развалились не только в Ульяновске, но и во всей России. Дорожники занимались те, что косили траву летом и зимой убирали снег. Сейчас с каждым годом суммы, выделенные на ремонт, будут возрастать, а потому на первые план выходит вопрос качества. Должен расти спрос на проверки: нужно как можно чаще выезжать в районы, к подрядчикам, подключить людей, которые могут сообщить, что где-то работы проводятся неправильно. Больше работать "на местах".

    Поделиться