16.05.2013 16:15
    Поделиться

    Элен Джонсон-Серлиф остановила гражданскую войну в Либерии

    Среди лидеров стран Африканского Союза, который готовится отметить 50-летний юбилей, одной из самых ярких фигур по праву считается президент Либерии Элен Джонсон-Серлиф.

    Она вошла в новейшую историю черного континента не просто как первая женщина во главе африканской республики,  но как живое воплощение бессмертного античного сюжета о мудрых женах, положивших конец ненавистной войне путем бойкотирования своих супругов. Как ни забавно, именно за внедрение этого аристофановского ноу-хау по части peacekeeping в беспросветную либерийскую жизнь Джонсон-Серлиф и получила в 2011-м Нобелевскую премию мира.

    Сейчас переизбранной на второй президентский срок "царице Африки" 74 года, но она полна энергии и способна еще удивлять соотечественников. Не так давно Джонсон-Серлиф уволила с поста замглавы Центробанка Либерии не кого-нибудь, а собственного сына, который не задекларировал доходы, - с завидным размахом проходила в республике кампания по борьбе с  непобедимой коррупцией. Вот что значит африканский темперамент в сочетании с немецкой скрупулезностью - немцем был родной дедушка Элен. В этом нет ничего удивительного: в начале века между этой страной черного континента, которая, к слову, единственная не была ничьей колонией, и Германией существовали тесные торговые связи.

    Будущая президент родилась в 1938 году в Монровии в весьма состоятельной семье. Довольно раннее замужество (в семнадцать она вышла за Джеймса Серлифа) и впоследствии рождение четверых детей (что по африканским меркам не так уж много) не помешали ей получить блестящее образование. Элен всегда была сильна в математике - в конце концов, эта страсть довела ее до Гарварда, где она получила степень магистра делового администрирования.

    Ее американская "одиссея" продолжалась десять лет, после чего Джонсон-Серлиф вернулась в родные края. И сразу ступила на чиновничью стезю. Сначала она помощник министра финансов Либерии, а через семь лет - уже министр. При этом ей благополучно удалось уйти от обвинений в растрате трех миллионов долларов и даже занять пост вице-президента африканского отделения крупного банка (она и сейчас им является, равно как президентом инвестиционной компании, членом финансового комитета и консультативного совета нескольких фондов - всего не перечесть). Зато политических расхождений с правящей верхушкой ей не простили.

    Именно Элен Джонсон-Серлиф выступила яростным критиком военных диктаторских режимов в Африке и президента Самюэля Доу, в частности. Собственно, с диссидентства и началась ее политическая карьера. Экс-министра финансов приговорили к десяти годам заключения, а потом заменили тюрьму изгнанием - в Кению. К тому времени она ушла от супруга, который обращался с ней весьма грубо. И мог, как вспоминала Элен, ворваться прямо в министерство и закатить там скандал. Доходило чуть ли не до рукоприкладства.

    Что касается диктатора Доу, который в свое время обошелся с Элен весьма нелюбезно, то его финал оказался незавидным - он был похищен и зверски убит. В условиях обострения политической борьбы на родине Джонсон-Серлиф поддерживала его оппонента Чарльза Тейлора - в том числе финансово. Находить средства Элен было весьма сподручно, ведь она устроилась вице-президентом американского банка, а затем - членом правления регионального африканского бюро развития ООН. Позже наша героиня попыталась составить ему конкуренцию на президентских выборах в 1997 году, которые с треском проиграла.

    Впрочем, Тейлор впоследствии тоже проявил себя не с лучшей стороны - его даже обвинили в людоедстве, и в конце концов он был осужден Специальным судом по Сьерра-Леоне на 50 лет. Однако на репутации Элен эта история никак не сказалась - главное было вовремя признать свои заблуждения и вновь ввязаться в бой.

    Свою мечту стать президентом она осуществила, наконец, в 2006 году. Но звездный час этой женщины по-настоящему пробил несколько чуть раньше, когда ей удалось, казалось бы, невероятное - остановить гражданскую войну в своей стране, о которой никто не помнил, когда она началась, и никто не верил, что она вообще закончится. То, что предприняла Элен и ее соратницы, описал еще Аристофан в комедии "Лисистрата". По примеру своих греческих сестер, либерийские дамы выступили единым фронтом, объявив бойкот местным мужчинам - до тех пор, пока те не зароют топор войны. Как ни удивительно -  подействовало: в Либерии воцарился относительный мир. За этот неординарный, но действенный метод Джонсон-Серлиф даже получила Нобелевскую премию мира в 2011 году. А признание земляков последовало незамедлительно - они сделали ее своей первой леди, которой эта решительная дама остается по сей день.

    Поделиться