13.05.2013 23:40
    Поделиться

    Мобильное видео начинает конкурировать с традиционным ТВ

    Мобильное видео начинает конкурировать с традиционным телевидением
    Рынок цифрового контента и мобильного видео в последнее время переживает бурный рост. В конце 2012 года потребление видео по запросу увеличивалось на 30-40% ежемесячно, а количество людей, смотрящих телевизионные каналы на мобильных устройствах, превысило 1 миллион. В частности, рост абонентской базы только приложения МТС ТВ составил около 70% за год.

    Возрастающий интерес пользователей к такой новой для нашей страны услуге можно объяснить несколькими факторами - ростом интереса операторов к данному рынку, эволюцией пользовательских устройств и повышением интереса иностранных производителей контента к нашему рынку.

    Заинтересованность операторов подталкивает их к улучшению качества связи, к разработке более гибких тарифов учета трафика для видео и включению самой услуги предоставления видео в тариф. Новые пользовательские устройства, в свою очередь, позволяют предоставлять контент в качестве, достаточном для удобного просмотра, и тем самым делают просмотр фильмов и телеканалов на мобильных устройствах не только привилегией узкого круга лиц. Это же достигается в том числе и за счет общего удешевления устройств.

    Третий фактор вытекает из того, что более эффективная борьба с пиратством, например со стороны Apple и производителей "умных телевизоров", вынуждает пользователей переходить на лицензионный контент. А это, в свою очередь, подталкивает производителей фильмов из Голливуда к выходу на российский рынок, что приводит к появлению нового качественного контента.

    Одной из самых потребляемых услуг в сфере мобильного видео сейчас является мобильное телевидение. Количество абонентов только услуги МТС на сегодня составляет около 1 миллиона человек. Основной потребляемый контент здесь - короткометражный.

    Пользователи предпочитают, в основном смотреть новости, юмористические программы и тому подобное. Рост потребления также наблюдался и во время спортивных трансляций, например футбольного чемпионата. В среднем пользователь смотрит мобильное ТВ около 3 часов в день. Это позволяет говорить о возможной замене в некоторых случаях традиционного способа просмотра ТВ на мобильный.

    Кроме мобильного телевидения растет потребность и в видео по запросу - просмотру в любое удобное время фильмов и сериалов на вашем мобильном (и не только мобильном) устройстве. В этой области в отличие от ТВ каналов операторы пока не проявили активности и планируют серьезно выходить на этот рынок через год. В отсутствие операторов основными игроками являются независимые компании или сами производители контента. Российские каналы делают свои приложения для продажи сериалов собственного производства, а зарубежные компании, например Disney, - для продажи собственных полнометражных фильмов. Приход таких игроков, как Disney и Apple, говорит об относительной зрелости российского рынка мобильного видео и его готовности к дальнейшему росту.

    Видео, которое в основном потребляется по запросу, состоит из уникального контента русских производителей - сериалов и новых фильмов голливудских студий. На последние приходится до трети всех просмотров на онлайн-сервисах. При этом модель подписки, которая применяется в мобильном телевидении, здесь не работает из-за желания правообладателей продавать новый контент единично.

    С приходом операторов в сегмент видео по запросу ситуация на рынке может измениться. Это произойдет за счет появления новых моделей продаж (таких как quadruple play), когда в тариф оператора будет включаться оплата не только Интернета (мобильного и фиксированного) и ТВ каналов, но и видео по запросу. В рамках таких проектов абонентам фиксированного Интернета предоставляется доступ к каталогу фильмов. Такое же взаимопроникновение услуг будет происходить и в мобильном секторе - это только вопрос времени, поскольку платить один раз со счета оператора пользователю удобнее. Так же, как и удобнее это дистрибьютору контента, так как снимает с него часть работы по списанию денег с абонента.

    Ожидается, что в этом году продолжится рост сегмента мобильного видео как в мобильном телевидении, так и в видео по запросу. Если сравнивать российский рынок с западным, то процент проникновения этих услуг по отношению к количеству абонентов операторов сотовой связи пока еще существенно ниже. По данным аналитиков, количество абонентов мобильного видео в России в 4 раза ниже, чем в Соединенных Штатах Америки, что предоставляет большое пространство для дальнейшего роста.

    Константин Степаненко, начальник отдела разработки продуктов компании "Стрим"

    Поделиться