"Словом IP-телефония часто описывают несколько рынков. Первый и наиболее известный - это рынок услуг операторов связи, которые используют технологию VoIP (через IP-сеть или Интернет) и имеют возможность оказывать услуги телефонной связи по более низким тарифам. Второй - это рынок виртуальных телефонных станций, которые довольно популярны среди микробизнеса. Третий - корпоративный рынок оборудования и ПО, поддерживающего VoIP. Четвертый - межоператорский рынок, где устанавливаются стоимость звонка из сети одного оператора связи и в сеть другого", - объяснил "РГ" менеджер по развитию бизнеса Cisco Павел Теплов.
Как показал опрос пользователей мобильной связи, проведенный компанией Smartest в городах-миллионниках в 2012 году, две трети респондентов имеют опыт звонков через Интернет или использования карточки IP-телефонии. Это указывает на относительно высокую степень проникновения VoIP в крупных городах. Наиболее популярным приложением для интернет-телефонии является Skype. Далее по распространенности следуют звонки через почтовый сервис Mail.ru и социальные сети, QIP, "Мультифон", SIPNET, Google Talk, "Зебра Телеком" и Betamax.
"Быстрое распространение ШПД в Интернет (сейчас им охвачено до 60% населения России) и возможность использования этой среды для построения сети связи позволяет снизить стоимость разговора или сделать его условно бесплатной. Все это способствует росту IP телефонии, - отметил технический директор Optima Integration Виталий Муштаев. - Гибкость применения, расширенный функционал, меньшие эксплуатационные расходы - далеко не полный перечень преимуществ IP-телефонии в корпоративной среде. При построении этих систем для бизнеса следует ответственно подходить к планированию сети, снижению задержки передачи информации, учитывать приоритет голосового трафика. Наибольший спрос к IP-телефонии проявляют компании, которые занимаются ритейлом, предоставлением банковских услуг, ИКТ".
Один из главных плюсов IP-телефонии, как отмечают эксперты, - это низкая стоимость связи. Причем расстояние между абонентами на стоимость никак не влияет. "Особенно ощутима разница при международных переговорах. С IP-телефонией они обходятся дешевле в десятки раз. Второй плюс - качество связи также не зависит от расстояния. Только от загруженности канала. С этим как раз связан один из основных недостатков IP-телефонии. Если сеть загружена, возможны задержки и даже потери передачи пакетов голосовым трафиком. Все это снижает качество разговора, - отметил Виталий Муштаев. - Решение проблемы - выделенные каналы связи, но это уже обходится дороже. В целом внедрение IP-инфраструктуры, дающей возможность одновременной передачи данных, голоса и видео, значительно повышает эффективность бизнес-процессов и снижает общую стоимость содержания инфраструктуры".
По наблюдениям экспертов, эволюцию телефонной связи можно представить следующим образом: Аналоговая телефония - Цифровая телефония (технология коммутации каналов) - IP-телефония (технология коммутации пакетов). "Первые два этапа развития принято называть "традиционной телефонией". Тенденцией развития телефонной связи будет все больше переход в
IP-область, создания "виртуальных" АТС, когда абонент не привязан к АТС территориально. IP-телефония очень хорошо интегрируется с приложениями, создавая новый уровень бизнес-коммуникаций, - добавил Виталий Муштаев. - Но традиционная телефония не исчезнет. Она будет применяться на промышленных предприятиях, которые останутся приверженцами традиционных АТС, обеспечивающих более надежный уровень связи".