04.05.2013 19:40
    Поделиться

    10 советов, как правильно провести Пасху и Светлую неделю

    10 советов, как правильно провести Пасху и Светлую неделю

    1. В Пасхе главное не крашение яиц, выпечка куличей, готовка творожных пасох, не суета по уборке дома.  Пасха вообще не соревнование ретивых домохозяек, а великий день, Праздник Праздников, когда мы приветствуем Воскресшего Христа. Причем главный христианский праздник -   не просто день памяти о событии, имевшем место быть две тысячи лет назад, подобно Дню космонавтики, когда мы каждый год,  12 апреля, вспоминаем первый полет Юрия Гагарина в космос, произошедший в 1961году. Церковные праздники тем и отличаются от праздников, установленных в память о событиях из жизни людей, что они становятся своего рода порталами в вечность, мостами, соединяющими наш мир с миром горним. Богослужения Церкви в Страстную неделю и сам праздник Пасхи направлены на то, чтобы события, воспоминаемые в этот день,  были пережиты нами как реальность, чтобы они вошли в наши сердца. Поэтому так важно суметь притормозить свое рвение на бытовой почве, и начать возделывать ниву своего сердца: молиться дома и в церкви, во время богослужения, придти на исповедь, причаститься, помочь тем, кто нуждается, постараться никого не осудить, воздержаться от страсти гнева, зависти, гордыни, тщеславия, скупости, празднословия… Их много, этих червей, которые точат нашу душу, и каждый сам, в глубине своего сердца,  прекрасно о них знает. 

    2. Легко сказать: "Открой свое сердце Воскресшему Христу!" Понимая природу человека, снисходя к ее немощности, Церковь установила специальный период подготовки к встрече Воскресения Христова - Великий пост. И неслучайно Великий пост длиннее всех основных многодневных постов, он состоит из первой, сорокадневной части и строгого поста Страстной недели. Велико событие, чествуемое в праздник Воскресения Христово, и пост велик. Но что же делать тем, у кого не получилось поститься? Кто пропустил богослужения Страстной недели? Кто забыл, когда в последний раз причащался? Неужели он отлучен от пасхальной радости Воскресения Христова? Как ни странно, нет. Да, когда мы отсутствуем на важнейших богослужениях, не приходим на Божественную Литургию, не принимаем Тела и Крови Господних, мы, безусловно,  сами себя отлучаем от Христа. Но как это ни удивительно,  каким бы несправедливым это ни казалось  некоторым  истовым верующим, Господь не отвергает и таких, называемых детьми "одиннадцатого часа". Во время ночной пасхальной праздничной службы перед самым началом Божественное Литургии в церквях торжественно читается знаменитое "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста", и звучит такая утешительная для всех нас весть: "Любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого, упокоивает в одиннадцатый час пришедшего, так же, как делавшего от первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и одному дает, и другому дарствует, и дела приемлет, и намерения целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Потому-то все войдите в радость Господа своего: и первые, и вторые мзду примите. Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь днесь".

    3. Что же происходит в храмах в Великую субботу? День Страстной Субботы -  день пребывания тела Иисуса Христа во гробе, поэтому для нас это время скорби, время,  когда "да молчит всякая плоть", время внутренней сосредоточенности, когда мы благовейно безмолвствуем, но, одновременно, находимся и в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова. Божественная Литургия Великой субботы - долгая и протяжная, но, удивительно, священники служат ее уже в белых одеждах, как бы предвосхищая весть о том, что Христос победил смерть.

    4. В Великую субботу происходит и сошествие благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалиме. Возгорание благодатного огня происходит без явных усилий людей, а только по  молитве, которую читает Иерусалимский Патриарх при огромном стечении верующих. Снисхождение благодатного огня - одно из зримых свидетельств присутствия Христа в нашем мире, особенное знамение того, что Воскресение Христа произошло, и Он победил смерть. Последние годы благодатный огонь авиарейсом доставляют в Россию, и верующие трепетно развозят его по храмам. У благодатного огня необычные свойства, отличные от свойств любого другого огня. Первое время, от какой бы свечи и лампадки его не зажгли, он не обжигает, верующие им в буквальном смысле умываются, поначалу он даже не опаляет волосы.  Вот что писал об этих уникальных качествах благодатного огня некий паломник еще четыре века назад: "Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило..." Верующие стараются сохранить этот огонь в своих лампадках, с благовением  хранят дома свечи, горевшие благодатным огнем.

    5. Освящение продуктов, которыми мы украсим пасхальный праздничный стол - крашеных яиц, куличей, творожных пасох, тоже начинается в Великую субботу, после Божественной Литургии. Священники советуют готовить праздничную снедь до Страстной недели, чтобы потом хлопоты не отвлекали нас от богослужений, но это не у всех получается. В любом случае Великая суббота - день, когда мы приносим продукты в храм, как принято говорить, "для освящения". На самом деле речь идет о благословение пищи:  ни яйца, ни куличи с пасхами, ни буженина с колбасой и вином не становятся освященными, и уж тем более священными. А это означает, что скорлупу от крашеных яиц, шкурки от буженины и хвостики от колбасы, можно потом выбрасывать в мусорное ведро. В отличие от таких действительно освященных предметов, как кусочки просфоры, огарки свечей и  ветхие части  пришедших в негодность икон. Вот эти освященные предметы принято уничтожать специальным образом: сжигать в церковной печи или закапывать в чистом месте.

    Тем, кто не успел выстоять длиннющие очереди к столам освящения в Великую субботу, советуем не отчаиваться: после ночной Пасхальной службы освящение крашеных яиц, куличей и прочей снеди продолжится.

    6. "На Страстной, среди предпраздничных хлопот, сугубо постились, говели,..  - читаем у Ивана Бунина в "Жизни Арсеньева".  - К вечеру Великой Субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, - ночью с субботы на воскресенье в мире свершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею".

    7. Ночью в Великую субботу (обычно в полдвенадцатого) начинается праздничное Пасхальное богослужение. Плащаницу, которая три дня находилась в центре храма, символизируя трехдневное пребывание Христа во гробе, уносят в алтарь, в храме гасят свет, только в руках верующих горят свечки - мы почти физически ощущаем мрак и ужас палестинской ночи, когда Иисус лежал во гробе, и еще никто не знал, чем это кончится. Постепенно загорается свет, звучит песнопение: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…" Царские врата открываются и из алтаря выходит процессия, впереди крестного хода несут фонарь, следом икону Божией Матери, церковные знамена, Евангелие, икону "Воскресения Христова". Пасхальный  крестный ход напоминает нам о шествии жен-мироносиц, направляющихся к Гробу Христа. Обойдя храм и подойдя к главному ходу, процессия останавливается, и настоятель (главный священник этой церкви) провозглашает: "Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице!" "Христос воскресе из мертвых!.." - запевают священнослужители и все молящиеся. Врата храма отверзаются, и мы входим в храм - как во Гроб Господень. Потрясающий момент для всех участников крестного хода: храм залит светом и хор поет, напоминая нам о том, что "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". Начинается пасхальная утреня, которая переходит в Литургию.

    8. И все же, что что нам за дело до того, что Христос Воскрес? Как это нас касается? За неделю до Великой субботы Церковь вспоминает событие воскрешения четырехдневного Лазаря.  Это  воскрешение было  свидетельством силы Божьей, но ведь все равно речь идет о восстановлении физического тела, своеобразной реанимацией. И хотя предания Церкви свидетельствуют о том, что "четырехдневный" Лазарь по воскрешении своем оставался в живых еще 30 лет и был епископом на острове Кипр, где и скончался, но мы, говоря о воскрешении, имеем в виду только земную жизнь человека. А Воскресение - это наследование жизни вечной, неслучайно в Пасхальном тропаре поется: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". Речь идет о жизни вечной, а это путь, который Христос даровал нам. И если мы принимаем Пасху только как традицию, если мы участвуем только во внешней стороне этого величайшего события, то мы уподобляемся той толпе, которая возглашала Христу: "Осанна!" в Вербное воскресенье. Но если мы способны сопереживать Его страданиям, если мы внутренне вместе с Ним проходим Страстную седмицу, путь на Голгофу, то мы уже начинаем жить со Христом, и наша жизнь меняется. Вспомним еще, что во время Тайной Вечери Иисус установил Таинство Причастия, и с этим Таинством связано наше упование на жизнь вечную. "Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день". Фактически нам дано "лекарство бессмертия".

    Верующие стараются причаститься именно  в праздник Пасхи, но принять Таинство можно в любой день, когда служится Божественная Литургия, конечно, при условии, что ты подготовил себя к этому.

    9. Праздник Воскресения Христова начинается торжественной пасхальной службой в ночь с субботы на воскресенье и длится всю следующую неделю, называемую Светлой седмицей. Вся Пасхальная неделя - как один день Светлой Пасхи, и богослужения  Светлой седмицы фактически одинаковые - кроме крестного хода и  момента открытия, отверзания врат храма, все повторяется. Потому, если вы не сумели попасть на праздничную Пасхальную службу, не надо унывать. Приходите в храм в любой день Светлой седмицы. Кстати, в эти дни службы проходят при распахнутых Царских вратах - дверях, отделяющих алтарь от основного пространства храма. Открытые Царские врата - символ того, что отныне и рай открыт для нас! Считается, что добрые дела, помощь и пожертвования сиротам, вдовам, больным и обездоленным, совершенные во время Светлой седмицы, помогают снять грех с души.

    10. Вас не удивляет, почему   в день Пасхи радость охватывает сердца даже далеких от Церкви людей? Наверное, потому что каждый из нас испытывал страх перед смертью, а Пасха - это праздник, который дарит жизнь. И для людей звучит самое главное: отныне смерти нет, потому что ее Своей смертью упразднил Иисус Христос. Слова "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" становятся центром всех пасхальных песнопений, в них торжество Воскресения Христова и радость бессмертной человеческой души. В день Пасхи Сам Христос дает нашей душе радость, и человеческая душа, воспринимая благую весть "Христос Воскресе!",  передает ее в этот мир всему творению Божьему- потому что если смерть уничтожена, то она уничтожена для всех, значит, она не имеет власти над всем творением, и в этот день кажется, что даже природа ликует. "Христос Воскресе!" "Воистину Воскресе!"

    Фоторепортаж
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться