03.05.2013 11:31
    Поделиться

    Мариинка-2 откроется для зрителей "Иолантой" с Анной Нетребко

    День открытия новой оперной сцены Мариинского театра, "совершенно случайно" совпавший, как заметил Владимир Путин, с 60-летием маэстро Валерия Гергиева, прошел бурно. В новой Мариинке события лились потоком: утром - пресс-встреча маэстро с журналистами иностранных СМИ, тур по новому зданию, визит президента, заседание Попечительского совета Мариинского театра, вечерний гала-концерт открытия и торжественный банкет по случаю юбилея, шутка с которого разлетелась по всем СМИ.

    Поздравляя юбиляра, глава государства заметил, что Гергиева можно узнать по лысине: "Это говорит о том, что он много работает. Но теперь ему придется работать еще больше: теперь Мариинка - это крупнейший в мире центр - культурный, образовательный, концертный". К тому времени президент уже подробно ознакомился с возможностями, открывающимися перед маэстро и труппой театра в новом здании Мариинки: Гергиев лично провел Путина по помещениям нового театра, демонстрируя масштабы новостроя. Зрительный зал с тремя ярусами балконов на 2000 мест, три сцены - основная, репетиционная и арьерная, дополнительные помещения со звукопоглощающими перегородками. Огромное засценное пространство размером с футбольное поле. Поднимающаяся на разные уровни оркестровая яма, сценическое оборудование, при котором возможен непрерывный цикл работ, причем, сразу над четырьмя спектаклями. Новейшие технологии и лучшие решения лондонского Ковент-Гарден, Королевской оперы Копенгагена, парижского театра Шатле.

    Президент впечатлился, отметив в речи на церемонии открытия, что "все это стало возможным благодаря неудержимой энергии художественного руководителя; только благодаря ему все это и сделано". Он отметил также, что, "театры открываются не только в Москве и Санкт-Петербурге. Они открываются и в Саранске, в Йошкар-Оле, и в других регионах, но… этого недостаточно для развития русского театрального искусства. И теперь - после Москвы и Петербурга - будет уделяться больше внимания развитию театрального дела в регионах России и сокращения финансирования не будет". К слову, в этот же день на заседании Попечительского совета Мариинского театра Алексей Кудрин назвал цифру увеличения финансирования Мариинского театра из федерального бюджета в связи с появлением новой сцены - в 2013 году эта цифра составляет $25 млн.

    Между тем, не все разделяли праздник маэстро в этот день. Перед началом гала-концерта у Крюкова канала перед сверкающим стеклянным фасадом нового театра, в окнах которого живописно и таинственно отражалось историческое здание Мариинки, создавая тонкий театральный эффект игры в пространстве, собралась группа людей с табличкой, на которой было написано: "Герой труда, снеси сарай!" Мимо этой молчаливой группы нарядная публика, огибая вазоны с пышными цветами, входила в сверкающее помещение нового театра. И здесь практически всех охватывал восторг от роскоши: драгоценная ониксовая стена, уходящая вверх от подземных гардеробов до третьего яруса, хрустальные люстры-подвески "от Сваровски", по поводу которых архитектор Джек Даймонд заметил, что их почему-то гораздо больше, чем он планировал. Стеклянные лестницы, по которым публика добрилась наверх и раполагалась на ступенях амфитеатра камерного зала, откуда можно было созерцать божественную красоту Петербурга.

    Президент Владимир Путин на открытии нового Мариинского театра
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Все это воспринималось с ажиотажем, но главные эффекты ждали публику в зале. Протокольные службы, конечно, перестарались, не допуская ни одного лишнего человека на это мероприятие (билетов в продаже вообще не было), и в результате партер был заполнен наполовину. А президент, произнеся приветственную речь на сцене, двинулся не в вип-ложу, надежно отделенную от "внешнего" мира стеклянным мостом и бронированными стенами, а прямо в партер, в ряд, где сидели Майя Плисецкая и Родион Щедрин.

    Программу концерта, транслировавшуюся на страны мира, открыли небольшим презентационным видео и фрагментом из сюиты Прокофьева "Ромео и Джульетта". Символично, что эта тема страстного противостояния - "Монтекки и Капулетти", сменилась в финале апофеозом Чайковского из "Иоланты" - "Света истины сиянье". Программу ставили режиссер Василий Бархатов и художник Зиновий Марголин. Задача была не только создать привлекательную драматургию действа из отдельных номеров, подать каждого из мировых звезд, приехавших в Петербург на открытие - а это Пласидо Доминго и Рене Папе, Ольга Бородина и Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков и Леонидас Кавакос, Денис Мацуев, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина и др. Необходимо было еще как-то продемонстрировать технологические чудеса новой сцены, которую еще никто, естественно, не освоил. Зиновий Марголин придумал беспроигрышный ход, тонко играющий на теме отражений, символов, театральных лабиринтов. И так же, как снаружи здания, где новый фасад отражает в своих окнах старый, так и на сцене - мотив исторической Мариинки, ее зал, ее знаменитый плафон с музами, ее люстра и даже гравюры и эскизы ее старинных декорационных павильонов, раздобытые в театральном музее и вынесенные на проекционный экран, создавали прочную нить связи истории и современности знаменитого петербургского театра. Бархатову же удалось деликатно развести в пространстве огромные коллективы, используя в том числе движущиеся платформы, мгновенно меняющие антураж и пространство сцены. И хотя, порой, зрелище напоминало аттракцион, но все основные параметры - глубина, высота, сменные площадки, экраны, свет (художник Дамир Исмагилов) были ненавязчиво продемонстрированы.

    Эффектными были не только отдельные номера, как, скажем, стык на сцене двух хореографических версий - Вацлава Нижинского и Саши Вальц "Весны священной" Стравинского или наплыв Кремлевской стены поверх декорации Мариинского зала в "Борисе Годунове", или поднявшийся из ямы оркестр в моцартовском "Дон Жуане", где за пультом оказался не маэстро Гергиев, а Пласидо Доминго, но и общий тон, выразившийся в финале-апофеозе, когда сотни мариинских артистов - хора, оркестра, балета, заполнили сцену и незаметно для глаза организовались в грандиозную пирамиду "торжества муз", напомнившую снова о великой истории знаменитого Мариинского театра. Эта история теперь будет иметь новое продолжение.

    Сегодня уже состоятся первые спектакли для публики: в 13 часов - "Иоланта" Чайковского с Анной Нетребко, в 19 часов "Драгоценности" в хореографии Джорджа Баланчина.

    Новая сцена Мариинского театра
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться