29.04.2013 23:04
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Сюжет о диссергейте - высший класс журналистики

    В репертуаре минувшей недели я бы отличил проект Игоря Золотусского "Прощай, ХХ век!". Рядом с ним поставил бы страстный монолог Мариэтты Чудаковой, который можно было бы озаглавить: "Прости-прощай, ХХ век". Ему вторил документальный очерк Николая Сванидзе - очередной выпуск "Исторических очерков", посвященный 93-му году и его героям - Ельцину и Гайдару. Фоном этому послужили драмы ХХI века: отречение от престола королевы красоты и разборки в эфире диссертационных скандалов.

    Диссертационные скандалы в последнее время не однажды становились предметом разбирательств на различных телевизионных уровнях. Мы, телезрители, уже неплохо осведомлены о технологии этого жульничества. В какой-то момент были шокированы его масштабом, знаем прейскурант услуг в деле обретения научных степеней и в курсе о расценках. Отдельно на "Дожде" было поведано о технологии уличения и разоблачения плагиата. Известны также стандартные оправдания пойманных с поличным: мол, что вы придираетесь к отдельным фразам и абзацам в авторефератах. Это так понятно и естественно. Автореферат - это предельно формализованный жанр. Тут не захочешь, а будешь повторяться...

    Это в столице остепененные чиновники так отмазываются, а за ее пределами, как выяснилось из последнего выпуска программы томского ТВ "Час пик. Суббота", схваченные за руку ответственные функционеры не опускаются до объяснений.

    Телеведущая Юлия Мучник констатировала, что волна разоблачений фальшивых ученых докатилась и до славного университетского города Томска. Разумеется, не просто констатировала, но и продемонстрировала наглядными видеосредствами, как это делается.

    Сюжет, посвященный диссергейту, представляет собой высший класс тележурналистики. Для начала журналист Андрей Филимонов, поймав в коридоре местного депутата, задает ему вопрос: "Вы сами писали свою кандидатскую и докторскую диссертации?" - "Ну, да. Какие могут быть другие варианты? Это моя диссертация".

    Заметим в скобках: "доктор" не сказал, что это именно он писал диссертацию; он уверенно сообщил, что это его вещь, а уж как она была приобретена и какие возможны на сей счет варианты - другой вопрос, на который отвечает основатель проекта "Диссернет" Андрей Ростовцев. Он ставит рядом два текста - оригинальный и списанный. Получается стройная хоровая декламация. Получается смешно и убийственно.

    Репутация отделилась от человека и на почтительную дистанцию отдалилась от него

    "Убийственно" по меркам Запада. Там чиновники, уличенные в заимствованиях чужих трудов, краснеют, бледнеют, бегут от прессы и подают в отставку. Не так у нас.

    Заместитель губернатора Владимир Жидких, заинтересовавшись недостаточно изученной проблемой эволюции федерализма, изучил ее и триумфально защитился. А тут как раз и подоспел с проверкой "Диссернет", которая и выявила многочисленные текстуальные совпадения с ранее написанной диссертацией. На просьбу журналиста встретиться и поговорить вице-губернатор ответил решительным отказом, а по телефону был лаконичен.

    - Вы можете дать комментарии по этому поводу?

    - А зачем?

    - Есть такая информация. Она же будет распространяться.

    - Ради бога. Она на всех распространяется.

    Репутация отделилась от человека и на почтительную дистанцию отдалилась от него. И не всегда для него так безболезненно, как, скажем, для вице-губернатора Жидких.

    После того как молодая женщина, мама двух детей Инна Жиркова, была удостоена титула "Королева красоты", вышел документальный фильм о коммерческой подоплеке красочных шоу типа "Миссис Россия". Победительница увидела себя и зрелище, в котором поучаствовала со стороны, и отказалась в кривом эфире от короны. Малахов суетился и все пытался примерить столь эффектный головной убор другой участнице.

    Но тщетно.

    Неужели потому, что репутация дороже?

    Или потому, что она действительно ничего не стоит?..

    Думаю: и по тому, и по этому. Реальная репутация - бесценна, а та, что продается и покупается, довольно быстро обесценивается и виснет на вороту грязью.

    Проблема эта не совсем новая. В разные времена и по разным поводам она вспухала. ХХ век оставил нам в наследство бесценный опыт.

    В цикле Игоря Золотусского "Прощай, ХХ век!" рассказывается о людях другого масштаба, выяснявших свои отношения с госпожой Репутацией. То был необыкновенно болезненный процесс, как показывает автор, и для Константина Симонова, и для Федора Абрамова.

    Нам завещано беречь честь с молоду. Репутацию приходится охранять до старости

    Быть большим всенародно любимым писателем , как автор романа "Живые и мертвые", стихотворения-мольбы "Жди меня", и тащить за собой груз воспоминания о борьбе с космополитами, быть вчера под огнем пулеметов, под бомбами самолетов бесстрашным до самозабвения и оказаться малодушным сегодня перед лицом бытовых трудностей, - непереносимая мука раздвоения. Но и Симонов, и тот же Федор Абрамов, и другие, их товарищи находили силы себя располовинить, иные - четвертовать, а потом, годами, десятилетиями себя собирали и склеивали своими исповедями и поступками.

    Может быть, одна из самых выразительных фигур ХХ века Борис Ельцин. Человек, абсолютно закабаленный Системой, но в силу природного инстинкта сумел вырваться из нее и нанести ей несколько сокрушительных ударов. Об этом и речь в "Исторических хрониках" Николая Сванидзе.

    Лекция Мариэтты Чудаковой о той злобной кампании клеветы и ненависти, с которой живучие остатки той Системы навалились на память о первом президенте России.

    Нам было завещано беречь честь смолоду.

    Репутацию приходится охранять до старости.

    Поделиться