29.04.2013 11:59
    Поделиться

    Эксперты: Архитектура бизнес-центров влияет на цену квадратного метра

    Концепция и архитектура бизнес-центра способны поднять цену квадратного метра в нем на 15 процентов. Такие выводы опубликовала сегодня в своем исследовании компания Stone Hedge.

    Важнейшим фактором, влияющим на цену квадратного метра офисных площадей, всегда было расположение. Таковым оно и остается. Именно "location" сегодня формирует стоимость объекта коммерческой недвижимости.

    Однако в современных столичных реалиях арендаторов и покупателей офисных площадей становится все сложнее привлечь на объект исключительно удачным месторасположением.

    Одним из основных факторов, влияющих на стоимость офиса, наряду с его месторасположением, сегодня является классность объекта.

    "Разумеется, класс в большой степени определяет стоимость объекта, но следует понимать, что его определение складывается из нескольких различных критериев: технические характеристик объекта, наличие паркинга, наличие и оформление мест общего пользования, - объясняет руководитель департамента продаж инвестиционного фонда Stone Hedge Анастасия Малкова. - Здесь важна каждая деталь, вплоть до отделки фасада".

    Чтобы повысить стоимость квадратного метра, девелоперы сегодня прибегают к определенной коммерческой хитрости. Они предлагают не просто объект, а место с определенной концепцией. Отсюда - заметное повышение стоимости площадей в клубных бизнес-центрах или деловых кварталах с продуманной концепцией и развитой инфраструктурой. На одинаковой стадии готовности обычный московский БЦ и деловой квартал или клубный деловой центр, будут экспонироваться по разной стоимости. Разница в ценах может составлять от 10 до 15 процентов.

    Другой новый фактор, который не так давно стал влиять на цену офисного пространства, - архитектура объекта.

    "В небольших бизнес-центрах архитектура является одним из важнейших элементов, определяющих всю его концепцию, - уверена Анастасия Малкова. Именно удачное архитектурное решение способно привлечь в бизнес-центр наиболее интересных якорных арендаторов, которые, в свою очередь, приведут за собой другие перспективные компании".

    Кроме того, как отмечают эксперты, известные архитекторы своим участием в проектировании столичного объекта способны повысить спрос на офисы в этом бизнес-центре уже на начальной стадии его строительства, что позволит девелоперу в дальнейшем поднять цены на помещения.

    Развитая инфраструктура бизнес-центра, включающая в себя кафе и рестораны, фитнес-центр, отделения банков, медцентр или салоны красоты на территории объекта, сегодня никого не удивляет, но является дополнительным фактором при принятии решения о подписании договора аренды или купли-продажи.

    "Инфраструктура современных бизнес центров постоянно расширяется и становится все более разнообразной, - говорит коммерческий директор компании KR Properties Анна Двуреченская. - Появился даже определенный набор необходимых "допов", без наличия которых заполучить хорошего арендатора практически невозможно".

    В условиях конкуренции современного рынка коммерческой недвижимости Москвы, выигрывают те бизнес-центры, девелоперы которых заранее позаботились об уникальной концепции своего объекта и неординарной архитектуре.

    Поделиться