26.04.2013 09:06
    Поделиться

    "РГ" выяснила, почему смоленские чиновники не помогают многодетной семье

    Почему смоленские чиновники не помогают многодетной семье Юсуповых?
    На все их обращения региональные власти отвечают отписками.

    Комната на шестерых 

    Семья Елены и Ахмеда Юсуповых живет в однокомнатной съемной квартире общей площадью 30 квадратных метров на пятом этаже "хрущевки" в поселке Верхнеднепровский Дорогобужского района. У них четверо детей. Их пример доказывает, что созданная чиновниками Смоленской области система социальной поддержки многодетных семей является скорее попыткой откупиться от людей, чем помощью в решении их проблем.

    Главная проблема любой многодетной семьи - жилье, и это очевидно: чем больше детей, тем больше места нужно для их игр и учебы. Дети любят мультсериал "Барбоскины" о повседневной жизни и забавных приключениях членов счастливой семьи, где у папы с мамой три сына и две дочки. А ведь для реальных детей из многодетных семей главное в этих мультиках - совсем не сюжет, а то, что у каждого мальчика и у девочек там есть собственные комнаты! Даниил, Павел, Аня и младенец Тимофей Юсуповы обитают вместе с родителями в одной-единственной комнатушке, куда хорошо бы еще и пианино поставить, поскольку старший мальчик уже занимается в музыкальной школе. Его учитель утверждает, что он подает большие надежды и очень старается.

    Ваш номер - 91

    Семья встала в очередь на получение квартиры в 2008 году. К сегодняшнему дню Юсуповы - 91-е. В этом году по совету юристов они написали в муниципалитет заявление с просьбой поставить их в очередь как многодетную семью. Ничего не вышло: в ответ они получают сообщения, что их номер - 91-й, перестаньте надоедать. Муниципальное жилье в Дорогобужском районе, кстати, строится, но на их очереди ввод этих домов в строй никак не отразился.

    С 2003 года в Смоленской области действует закон, в соответствии с которым многодетные семьи и некоторые другие категории льготников имеют право бесплатно получить земельный участок для строительства жилья. С этим документом связано немало громких скандалов, причиной которых стало отсутствие ограничений на географические предпочтения граждан. Если человек захотел строиться, например, в Смоленском районе, на территории конкретного сельского поселения, никто не может ему в этом отказать. А если отказывали, он обращался в суд и добивался решения в свою пользу. Юсуповы также пытались воспользоваться этой возможностью, но местные власти предложили им такие "медвежьи углы", где водопровода и газа отродясь не было. И что делать с Даней, который учится в музыкальной школе и подает надежды? Где он там, в чистом поле, учителя-то найдет?

    Можно получить участок, но денег на строительство дома у них нет

    Впрочем, этот вариант все одно проигрышный, поскольку дом нужно на что-то построить, а Юсуповым это сейчас не под силу: несколько лет назад Ахмед серьезно заболел (сказались последствия давнишней травмы, сейчас он оформляет инвалидность) и работать не может. Когда многодетная семья оказывается вдруг в трудной жизненной ситуации, выясняется, что действующие меры социальной поддержки теряют всякий смысл. Вот и можно вроде бы использовать для улучшения жилищных условий материнский капитал - и федеральный, и областной, но просто пойти и купить на эти деньги квартиру или построить дом не получится, не хватит их. Нужно или кредит взять, или накопить, а как это сделать, если в семье никто не работает?

    "А вы не рожайте!"

    На недавнем заседании президентского совета по демографической политике отмечалось, что государство обязано уделять персональное внимание многодетным семьям, поскольку каждая из них сталкивается с различными серьезными проблемами. В Смоленской области это требование пока, похоже, отклика не нашло.

    Недавно в Дорогобужский район приезжал проводить прием населения вице-губернатор Николай Кузнецов. Его реакция на обращение Юсуповых оказалась поразительной. Вместо того, чтобы поинтересоваться, действительно ли у районных властей нет возможности предоставить многодетной семье квартиру, и как в действительности распределены квартиры в муниципальных жилых домах, высокопоставленный чиновник устроил что-то вроде разбора персонального дела и заявил, что Ахмеду с Еленой нужно было сначала решить проблему с жильем, а уж потом рожать детей.

    В рекламных целях

    - На все обращения в органы власти приходят длинные отписки с перечнем всего, что мы вроде бы получили, - говорит Елена. - И материнский капитал, и пособия, и гуманитарную помощь... С помощью этой вообще смешно вышло. Нас пригласили, мы пришли, на столах одежда всякая разложена, народу - тьма! Пока мы сориентировались, другие, кто поопытней, уже все распихали в огромные сумки, так что нам и не досталось-то ничего. Зато сфотографировали: мол, многодетная семья получила гуманитарную помощь, и теперь нам все время об этом напоминают. Вот и на приеме у Кузнецова та же история - ничего же не решил, ничем не помог, пригрозил только, что еще разберется, как мы на самом деле живем, зато наши фотографии с ним и в районной газете, и на сайте областной администрации: надо же, он нас принял!

    Больше всего Юсуповых обижает, что их считают побирушками. "Мы не нищие!" - говорит Ахмед. Дома у них хоть и негде повернуться, но есть и множество игрушек, и компьютер, да и дети выглядят ухоженными. Но жить, так, как живут Юсуповы, конечно, нельзя - ну, не военный коммунизм же на дворе!

    В 2011 году региональный департамент по социальному развитию разработал проект двухлетней областной целевой программы "Обеспечение жильем многодетных семей", основанной на том же механизме, с помощью которого получают квартиры дети-сироты. Из областного бюджета предполагалось выделить субсидии для приобретения жилья из расчета 10 квадратных метров жилой площади на ребенка и по 15 метров на взрослого. В 2012 году на эти цели планировалось направить 400 миллионов рублей, в 2013-м - еще 100. Руководство департамента рассчитывало, что таким образом ситуацию удастся изменить к лучшему. Документ, впрочем, так и не был принят.

    Комментарий

    Юлий Новикова, начальник департамента Смоленской области по социальному развитию:

    - В Смоленской области примерно 3400 многодетных семей, и далеко не все они обладают официальным статусом нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для решения этой проблемы может быть использован материнский капитал - как федеральный, так и областной. Действует областной закон, в соответствии с которым многодетным семьям бесплатно предоставляются земельные участки для строительства жилья (для этого семья даже не должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий). Кроме того, если родители не старше 35 лет, они могут принять участие в программе обеспечения жильем молодых семей, в рамках которой можно получить субсидию на покупку квартиры, размер которой составляет примерно треть от ее стоимости.

    Кстати

    Нельзя сказать, что областные власти не предпринимают никаких попыток стимулировать рождаемость. Например, именно в Смоленской области в 2008 году - первыми в России - учредили региональный материнский капитал, размер которого в 2013 году достиг 148 тысяч рублей. На Смоленщине действует региональный закон о мерах социальной поддержки многодетных семей, родителям выплачиваются различные пособия - например, "зарплата" за невозможность устроить ребенка в детский сад, выплата за третьего ребенка и так далее. Но когда знакомишься с ситуацией, в которой оказалась конкретная семья Юсуповых, понимаешь, что все перечисленное - важно, но жилищной проблемы этими инструментами не решить.

    Смолян становится все меньше

    Смоленская область относится к числу регионов с наиболее сложной в ЦФО демографической ситуацией. Сокращение населения началось здесь еще в 1991 году, и с тех пор замедлить этот неприятный процесс не получается. В XXI веке на Смоленщине число жителей региона опустилось ниже миллионной отметки: если в 2001 году число жителей области составляло 1,082 миллиона, то к началу 2013 года этот показатель сократился до 975 тысяч.

    Поделиться