24.04.2013 19:26
    Поделиться

    На Южном Урале не останется ни одного профучилища

    На Южном Урале завершается начавшийся шесть лет назад процесс реформирования системы профобразования. Напомним, еще два года назад в области насчитывалось 149 учреждений начального и среднего профессионального образования. К началу нового учебного года все училища начального уровня, которых в регионе осталось 27, прекратят существование.

    Одновременно практически вдвое - со 100 до 54 - сократится сеть средних профессиональных учебных заведений. Это будет происходить путем слияния сходных по направленности образовательных учреждений. А иногда и не слишком сходных. К примеру, в Челябинске уже создан один из таких многопрофильных колледжей, объединивший юридический и металлургический техникумы, колледж, ведущий подготовку по специальностям в областях строительства и обслуживания автомобилей, и два профучилища.

    Сохранение одной из самых крупных в стране сети начального и среднего профобразования, считавшееся важным достижением прежней администрации региона, по сути своей было преимущественно социальным проектом. Позволяя в 1990-е хоть чем-то занять молодежь, не тянувшую общеобразовательную программу средней школы, до совершеннолетия. Однако к середине нулевых такой подход себя исчерпал: выяснилось, что учащийся ПУ обходится бюджету заметно дороже, чем школьник, - за счет необходимости содержать производственную базу, к тому же стремительно устаревающую.

    Хуже того, оказалось, что большая часть бережно сохраненной до начала экономического подъема сети профобразования не подлежит модернизации даже при наличии такой возможности. Демографический спад (наряду с креном в сторону высшего образования) оставляет училища - будь они сколь угодно хорошо оснащенными - без абитуриентов. Учить становится некого да и некому - ставки педагогов в системе профобразования сегодня вдвое меньше, чем у их коллег из общеобразовательных школ. Туда они по возможности и уходят. А подушевое финансирование окончательно добивает те училища, где числится менее 200 учащихся - денег не хватает ни на зарплату, ни на оплату коммунальных счетов.

    Укрупнение же дает возможность не только выжить, но и развиваться. К примеру, объединение под крышей горно-обогатительного техникума в Коркино нескольких учебных заведений города снизило затраты на одного студента со 100 до 60 тысяч рублей, при этом позволяя обновлять материальную базу.

    - В ситуации демографического спада приходится концентрировать ресурсы на площадках, где возможно обеспечить высокое качество обучения, - говорит министр образования Челябинской области Александр Кузнецов. - Укрупнение образовательных учреждений проводится для того, чтобы избежать излишней конкуренции между ними по отдельным направлениям.

    Самым существенным изменением стали новые правила приема. По новому закону об образовании поступить в техникум или колледж можно будет только по аттестату - независимо от результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) или ЕГЭ. Это вынужденная мера: в противном случае тем, кого принимали по этому принципу в ликвидируемые профучилища, теперь некуда было бы податься.

    - Только если учреждение не сможет принять всех желающих, приемная комиссия будет сравнивать средний балл аттестатов абитуриентов, - поясняет начальник управления профобразования регионального минобра Елена Зайко. Кстати, такие учебные заведения на Южном Урале есть: в некоторых на одно бюджетное место претендуют 5-7 человек.

    Дежурно одобряя нововведение - мол, раньше не могли зачислить перспективных ребят из-за формального несоответствия требованиям, - представители ссузов высказывают опасения, адресуя их не чиновникам от образования, а средней школе, которая, по их мнению, не обеспечивает достаточного уровня подготовки по большинству предметов, от русского языка до математики и физики.

    Эти претензии в значительной степени справедливы. Но верно и то, что теперь мотивация будущих студентов колледжей к хорошей учебе в школе снижается: ведь поступление им и без того гарантировано. Выходом из положения могут стать дополнительные курсы по общеобразовательным предметам для зачисленных. Высшие учебные заведения, столкнувшиеся со снижением качества подготовки абитуриентов, давно уже пошли по такому пути.

    Поделиться