24.04.2013 15:23
    Поделиться

    Донской педагог в суде отстоял право на субсидию на ЖКУ

    Применение "доли" в расчете по ЖКХ - незаконно, а педагогические работники должны получать льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг по закону "Об образовании" независимо от количества квадратных метров, потребленной энергии и газа и величины их семьи, - такое решение вынесла судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда.

    И оставила без удовлетворения апелляционную жалобу министра труда и социального развития Ростовской области и начальника управления социальной защиты населения Чертковского района. Чиновники не соглашались с решением Чертковского суда и просили его отменить.

    Но суд выяснил, что при расчете суммы ежемесячной компенсации на оплату ЖКУ ее делили на всех пятерых членов семьи Тануйловых. Таким образом, сумма компенсации фактически незаконно занижалась, что шло вразрез с требованием о стопроцентном возмещении расходов. Теперь чертковцу Юрию Тануйлову должны произвести перерасчет и доплатить недоданную с 1 марта 2010 года субсидию. Так завершилась двухлетняя тяжба ветерана-педагога Тануйлова, отстоявшего с помощью прокуратуры свое право на льготы.

    О том, что ситуация на селе с педагогическими кадрами критическая, известно давно. И именно для того, чтобы хоть как-то удержать дипломированных специалистов в деревнях и хуторах, в федеральном законе прописана для них льгота: стопроцентная субсидия на оплату ЖКХ. Ведь педагогу, если он действительно отдает все свое время детям, некогда поднимать собственное хозяйство, и того подспорья, которое имеют обычные сельские жители, он лишен.

    Юрий Тануйлов работал в Чертковском профтехучилище мастером, учил ребят водить тракторы и автомобили, а спустя десять лет возглавил учебное заведение. Ему есть чем гордиться: за это время училище вышло на первое место в области по производственной работе, учхоз на его базе приносил самые высокие доходы, на которые построили мастерскую, провели газ.

    - Вышел на пенсию в 2004 году и знать не знал, что имею какие-то льготы, пока не подсказали друзья, - рассказывает пенсионер. - Так что я только в 2010 году стал добиваться положенную по закону субсидию. Обратился в управление соцзащиты района. Но начальник отказал, мотивировав тем, что училище было на федеральном бюджете, так что платить регион ничего не обязан. Но я же не в Африке работал и учил детей здесь трудиться. Районный суд мне тоже отказал. И только президиум областного суда поддержал мое требование. С 1 марта 2010 года мне стали оплачивать коммунальные услуги.

    Так Тануйлов первый бой выиграл, но, как оказалось, не до конца. Выяснилось, что платили ему неправильно. В доме, кроме Юрия, были прописаны его жена и сын. Нерадивые чиновники поделили всю причитающуюся субсидию на троих. Дескать, учителем работал только глава семьи, вот его часть жилья мы и оплатим. Грамотный педагог нашел в Интернете решение Верховного суда: 13 апреля 2011 года в результативной части дела № 41-Г11-24 правительству Ростовской области было указано на несоответствие правовых актов действующему законодательству РФ в части оказания социальной поддержки педагогов-пенсионеров.

    После этого областное правительство постановлением № 473 вносит изменения в действующее постановление № 534, исключив из абзаца 14 слова "на долю, занимаемой гражданином общей площади жилого помещения". Большинство педагогов этого и не заметили, тем более им рассчитывали субсидии, как и прежде, на их долю. А уже в конце того же года на свет появилось новое постановление от 15 декабря 2011 № 232. В нем снова загадочным образом появилась "доля". Правда, с уточнением: если прописанный вместе с учителем человек временно отсутствует - в командировке, скажем, или в тюрьме, и это будет подтверждено документально, то его доля считаться не будет.

    Жизнь не стояла на месте, и осенью 2012 года семья Тануйловых увеличилась, в дом пришлось прописать невестку и двух внуков, мал мала меньше. Субсидию, которую получал бывший педагог, разделили теперь на пятерых, и она уменьшилась уже до 886 рублей. Притом что в доме своя вода из скважины, насос, для вывоза мусора нанимают машину, то есть вся "коммуналка" и так лежит на собственных плечах, Юрию отказали в помощи при оплате за газ и свет. Газ в селе обходится дорого, зимой набегает более трех тысяч рублей.

    Тануйлов не выдержал и написал в администрацию президента. После этого областная прокуратура озадачила проверкой районную, и та обратилась в суд. Суд установил, что ветеран педагогического труда имеет право на стопроцентное возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, однако, в нарушение законодательства, методика расчета причитающейся ему компенсации являлась незаконной. Это подтвердила и судебная коллегия областной инстанции.

    И все было бы замечательно, если бы в ситуации счастливца Тануйлова не находились бы сотни других педагогов Ростовской области. В Каменском районе Зинаиду Кирееву уже довели до гипертонического криза. Она борется с чиновниками с 2005 года. Вместе с ней воюют за льготы еще 20 пенсионеров, бывших учителей. А некоторые уже умерли, так и не дождавшись компенсации. У Зинаиды Киреевой 40 лет стажа, она преподавала русский язык и литературу, 19 лет работала завучем.

    После жизни, отданной школе, она имеет 9 тысяч рублей пенсии и 650 рублей субсидии за ЖКХ. Такие деньги не покрывают и пятой части ее коммунальных расходов. Она тоже обращалась в суды и доказала право на компенсацию. Но денег так и не дождалась. И, чувствуя свою правоту, перестала платить за газ. Ее записали в должники, а поэтому законно перестали выплачивать субсидию. Круг замкнулся: женщина не платит за ЖКУ, потому что не получает от государства средства на их оплату, а средства не начисляются, потому что она заядлый неплательщик.

    Депутат от Каменского района Ольга Борзова, проработавшая годы по редкой для хутора специальности учительницы музыки, имеет на руках девять решений областного суда, - все в ее пользу. Но на местном уровне ей все равно считают "долю".

    - Газовщики подали на меня в суд о взыскании задолженности по оплате. Федеральный суд принял решение выплатить мне субсидию, но в УСЗН не платили почти 9 месяцев. Я написала заявление в мировой суд, потому что до сих пор не получила взысканные судом деньги. Добившись их в декабре, сразу оплатила газ. Губернатор еще в 2011 году принял постановление о предварительных, упреждающих выплатах компенсации, но его не выполняют. Я не обязана платить из собственных средств, - их у меня и нет при пенсии в 8 тысяч, - считает Ольга Борзова. - На днях я была на встрече с двумя замами губернатора и двумя министрами - после жалобы президенту он обязал меня принять. Я выступала от имени учителей Каменского, а также Куйбышевского, Песчанокопского, Кашарского, Сальского районов. Люди получают, с вычетом налогов, по 8-15 тысяч рублей. Но на услуги у нас уходит около пяти тысяч, в районах очень дорогие газ и вода. При мне чиновники обещали восстановить педагогических работников в правах на социальную защиту. Педагог идет работать в село. Ему не нужны хоромы, но он не должен ходить по судам. Это нарушение закона об образовании, нашей Конституции, если он сидит и голову ломает, как ему жить. Он должен думать, как учить, как сдать экзамены, как детей научить справедливости, а не думать о том, как защитить себя самого. Этим должны заниматься органы соцзащиты, которые выбрали прямо противоположную позицию.

    Мнение

    Владимир Катальников, председатель комитета по социальной политике, труду, здравоохранению и спорту Законодательного собрания Ростовской области:

    - Постановление губернатора приведено в соответствие с законом, а методика выделения субсидии идет сообразно финансированию. За последние 7-8 лет область ни рубля не получила из федерального бюджета на реализацию этой меры соцзащиты. Что касается долгов за прошлые годы, то они накопились только перед теми, у кого есть судебные решения, а их в области не так уж много. Я предлагаю заключить с ними мировые соглашения, а с этого года начать полное стопроцентное субсидирование всех сельских педагогических работников.

    Поделиться