22.04.2013 23:42
    Поделиться

    Максим Соколов: Транспорт станет развиваться по "бесшовной" технологии

    В современном мире, в условиях усиления глобальной конкуренции и перехода от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, возрастает роль и значение инфраструктурных отраслей и в первую очередь транспорта. В 2012 году транспортный комплекс России работал стабильно.

    Экспорт транспортных услуг вырос почти на 14 % и составил 17,3 млрд долл. В бюджетную систему РФ перечислено 450 млрд руб. налоговых платежей, в том числе в федеральный бюджет - 380 млрд руб. Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета составили около 440 млрд руб., а общий объем инвестиций - 1,3 трлн руб. Размер внебюджетных вложений в развитие транспортной системы вырос на 16% к уровню 2011 года.

    В прошлом году российскими авиакомпаниями перевезено 74 млн пассажиров, что на 15,4% выше уровня 2011-го. На долю региональных перевозок, исключая маршруты на Москву и Санкт-Петербург, приходится менее 7% от общего объема, что оказывает существенное влияние на мобильность значительной части населения. В этой связи одним из приоритетных направлений является развитие региональных и местных перевозок. Сейчас реализуется 7 программ их государственной поддержки. В программу субсидирования пассажирских перевозок из Центральной части России в Дальневосточный регион включены 9 дополнительных маршрутов. Разработан комплекс мер по развитию сети региональных и местных аэропортов.

    В сфере железнодорожного транспорта особое внимание было уделено улучшению доступности услуг для населения и обеспечению безопасности движения. Организованы интермодальные пассажирские перевозки по маршруту Владивосток - аэропорт "Кневичи"; реконструированы 4 железнодорожных терминала г. Сочи; построена совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис"; завершена прокладка Кузнецовского тоннеля на БАМе, что позволит удвоить пропускную способность магистрали на подходах к Ванинскому порту. Услугами железнодорожного транспорта воспользовались более 1 млрд пассажиров.

    Важную роль в обслуживании внешнеторгового оборота страны играют морские порты. Перевалка грузов в морских портах России в 2012 году выросла почти на 6% и составила около 570 млн тонн (2011 г. - 535,6 млн т). Введено в строй 72,5 млн тонн новых портовых мощностей.

    В прошлом году предприняты активные действия по освоению Арктики. Принят закон о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Севморпути. Начато строительство 5 ледоколов, в том числе одного атомного, которые имеют улучшенные характеристики и способны эффективно выполнять широкий круг задач. Для развития Севморпути предусматривается создание 7 опорных базовых пунктов. Это позволит вывести арктическое судоходство на новый уровень. В навигацию 2012 года по Севморпути перевезено около 4 млн тонн грузов, в том числе 1,2 млн тонн - транзитных.

    Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте вырос почти на 12% и составил 140,8 млн т. Эффективность речных перевозок напрямую зависит от габаритов внутренних водных путей и надежности гидротехнических сооружений (ГТС). В 2012 году удалось улучшить техническое состояние судоходных ГТС, повышен уровень безопасности 23 ГТС.

    5 триллионов тонно-километров составил в России грузооборот всех видов транспорта в 2012 году

    В 2012 году складывались благоприятные тенденции на автотранспорте, который представлен на рынке, в основном, субъектами малого бизнеса. В данном секторе занято 1,5 млн человек. Коммерческий грузооборот автотранспорта вырос почти на 20%.

    В городах большое внимание уделялось развитию скоростных видов пассажирского транспорта. Объем перевозок метрополитеном увеличился в 2012 году почти на 3% и достиг 3,5 млрд пассажиров, открыто 7 новых станций. Реализована программа обновления парка городского транспорта на условиях господдержки. Из федерального бюджета были выделены субсидии 35 субъектам РФ общим объемом 3,4 млрд руб. на закупку более 1 тыс. экологически чистых ТС.

    Развитие автодорог по-прежнему является приоритетной задачей. Создание дорожных фондов позволило построить и реконструировать в 2012 г. более 2 тыс. км автотрасс федерального значения в однополосном исчислении. Развивались сельские дороги: 232 населенных пункта, в которых проживает около 100 тыс. человек, получили выход к сети дорог общего пользования за счет субсидий минтранса.

    Реально заработал механизм концессионных соглашений, который позволил структурировать взаимоотношения государства и бизнеса в сфере дорожной деятельности. Сегодня на условиях концессий реализуется два проекта, которые будут завершены в ближайшие два года. Таким образом, на практике реализуется принцип "контрактов жизненного цикла". В 2012 году в эксплуатацию введен второй платный участок на трассе М4 "Дон" протяженностью 22,7 км. Таким образом, общая протяженность участков, которые эксплуатируются на платной основе, составила более 75 км. Сбор платы за проезд в 2012 году составил около 750 млн руб.

    Повышение интенсивности работы транспортной отрасли и развитие путей сообщения выдвигает новые задачи к комплексной транспортной безопасности. 2012 год не был простым. Аварийность на автотранспорте увеличилась на 2 % к 2011 году. Вместе с тем на участках платных дорог, оборудованных соответствующими системами управления движением и средствами безопасности, этот показатель снижается. Хотя основной причиной ДТП по-прежнему является нарушение водителями Правил дорожного движения. Подавляющее число авиационных происшествий в той или иной степени было связано с человеческим фактором. Усилению ответственности за действия, которые могут привести к нарушениям требований технологической безопасности, будет способствовать принятый в 2012 году федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам". Он устанавливает общий размер ответственности перевозчика за гибель пассажира на всех видах транспорта в размере 2 млн руб.

    Катализатором инновационных процессов и ускоренного развития транспорта является внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС. В 2012 году 14 аэропортов оснащены наземными средствами функциональных дополнений ГЛОНАСС для обеспечения захода воздушных судов на посадку. Общее количество установленных станций достигло 52. Внедрены электронные навигационные карты для 44 тыс. км внутренних водных путей. Аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС оснащено 120 тыс. автобусов и около 14 тыс. грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы. Полностью оснащен транспорт 1000 пассажирских предприятий в 52 регионах страны. Начата реализация проекта "ЭРА-ГЛОНАСС", который позволит сократить время до начала оказания помощи при авариях на 30%, что обеспечит ежегодное спасение до 4 тыс. человеческих жизней.

    Реализация перечисленных мероприятий и мер государственного регулирования позволила повысить эффективность деятельности транспортного комплекса. Основными результатами для населения стали рост доступности транспортных услуг и, как следствие, подвижности населения, для экономики - снижение транспортных издержек и рост экспорта транспортных услуг. Пользователи транспортных услуг отмечают, что за последний год произошло заметное улучшение деятельности транспортных компаний, работающих в сфере авиационного и железнодорожного сообщения, городского пассажирского транспорта, в первую очередь - метро. Но пока, к сожалению, показатели конечного эффекта - эффекта для потребителя- не соответствуют современным требованиям.

    В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия в 2012-2013 годах занимает лишь 67 место из 144. По "качеству инфраструктуры в целом" у России - 101 место, она значительно отстает от многих стран по качеству дорог (136 место) и воздушной инфраструктуры (104-е). Причины этого понятны: дефицит инвестиций в транспортный комплекс. В 2012 году они составили 2,1 % от ВВП. Данный показатель ниже, чем в США, странах ЕС и Китае. Хотя известно, что инфраструктурные инвестиции - важнейший инструмент создания условий для экономического развития и повышения конкурентоспособности страны. По данным зарубежных исследователей, каждый доллар, вложенный в инфраструктурные проекты, обеспечивает мультипликативный эффект в размере 1,6 долл.

    Для повышения результативности работы отрасли и эффективного использования бюджетных расходов усилия минтранса в 2013-2015 годах будут сосредоточены на решении приоритетных задач государственной программы "Развитие транспортной системы". Это комплексное, сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры. К основным задачам 2013 года относятся завершение строительства транспортных объектов к Олимпийским играм и развитие крупных транспортных узлов. Очевидно, что простым наращиванием физического размера инфраструктуры не обойтись. На первый план должна выйти транспортная логистика, оптимизация взаимодействия видов транспорта, развитие "бесшовных" технологий.

    Реализация в полном объеме мероприятий программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса. Подвижность населения к 2016 году возрастет на 23% и составит более 8,5 тыс. км на 1 жителя. Комплексное развитие инфраструктуры на основе принципов логистики и мультимодальных перевозок позволит уменьшить транспортную нагрузку на экономику на 0,3 % ВВП - это около 700 млрд руб. Повышение конкурентоспособности российской транспортной системы позволит обеспечить рост экспорта транспортных услуг в 1,5 раза. Количество ДТП к 2016 году может быть снижено на 15%.

    (Из выступления на расширенном заседании коллегии минтранса)

    Досье

    Максим Юрьевич Соколов

    Родился 29 сентября 1968 года в Ленинграде.

    В 1987-1989 гг. проходил срочную службу в армии.

    В 1991 году окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В 1989-1991 гг. обучался также на юридическом факультете этого же университета.

    1991-1993 гг. - преподаватель экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

    1992-1999 гг. - генеральный директор компании "Росси".

    1999-2004 гг. - генеральный директор компании "Корпорация С".

    2004-2009 гг. - председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга.

    В 2009 году - член Правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.

    4 декабря 2009 г. назначен директором Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации.

    В мае 2012 года назначен министром транспорта Российской Федерации.

    Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени, знаком губернатора Санкт-Петербурга "За гуманизацию петербургской школы".

    Воспитывает троих сыновей.

    Дословно

    Владимир Путин, президент РФ:

    - Важнейший приоритет развития - это региональная авиация, а также морские порты, Северный морской путь, БАМ, Транссиб, другие транзитные коридоры. Обо всем этом нужно не только думать, над всем этим нужно настойчиво работать. Нам нужно обеспечить в полном смысле транспортную связанность, единство всей российской территории.

    Кстати

    Морские порты - активно развивающийся элемент транспортной системы. Объем перевалки грузов морскими портами за последние десять лет увеличился более чем в 2 раза и по итогам 2012 года составил 565,5 млн тонн.

    Справка

    Размер Федерального дорожного фонда составит в 2013 году 450 млрд руб. и увеличится по сравнению с 2012 годом (414,4 млрд руб.) на 10%. По предварительной оценке, в 2013 году размер региональных дорожных фондов составит более 470 млрд руб. при фактическом объеме финансирования в 2010 году немногим более 200 млрд руб., т.е. вырастет более чем в два с половиной раза.

    Тем временем

    Общий необходимый объем частных инвестиций в транспортный комплекс оценивается на период до 2020 года в дорожные проекты на уровне 300 млрд руб., морские порты - 350 млрд руб., аэропортовую инфраструктуру - около 200 млрд руб.

    Поделиться