23.04.2013 09:27
    Поделиться

    "РГ" выяснила перспективы судоходства по крупным рекам ЦФО

    Накануне открытия сезона навигации собкоры "РГ" выяснили перспективы судоходства по крупным рекам ЦФО.

    Рязанская область

    Правительство Рязанской области готовит обращение в Минтранс РФ по вопросу восстановления водного пути до Нижнего Новгорода. Об этом сообщил губернатор Олег Ковалев. По его словам, власти региона считают крайне важным вопрос возрождения судоходства на Оке.

    Это связано не только с созданием турпродуктов, но и с развитием логистики, поскольку водный транспорт - самый дешевый. А возить рязанцам есть что: по словам регионального министра экономразвития и торговли Олега Булекова, в области много природных ресурсов - песок, известняки, лес. Все это могли бы переправлять баржи.

    Пока же водный путь до Нижнего Новгорода только в планах. А вот выше по течению Оки - до Москвы - теплоходы ходить будут. Как пояснил Олег Буляков, Рязанская область вошла в федеральную программу, связанную с возрождением водного транспорта. Благодаря этому ей выделяют пять миллиардов рублей на строительство гидроузла "Кузминск", что будет способствовать повышению уровня воды на порогах, даст гарантированную глубину реки, и по ней смогут ходить как туристические теплоходы, так и баржи.

    Действующий гидроузел неподалеку от знаменитого села Константиново фактически пришел в полную негодность. Специалисты установили, что его реконструкция невозможна, а потому чуть ниже по реке около деревни Аксеново построят новый объект. Пять миллиардов - деньги исключительно федеральные, ни о каком софинансировании со стороны региона в данном случае речи не идет. От областных властей требуется предоставление земельных участков под строительство и оформление документов.

    Кстати, в регионе планируют открыть водный туристический маршрут из Москвы на родину Есенина. Параллельно в Константиново рязанские власти активно расширяют музейный комплекс.

    Орловская область

    В Орле под угрозой срыва оказалось начало навигации речных трамваев. Такую информацию распространила пресс-служба муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия (МУП "ТТП"), и она прозвучала для горожан буквально как гром среди ясного неба. Трамвайчиками здесь называют прогулочные теплоходы типа "Москвич", которые курсируют по Оке и уже свыше 40 лет приписаны к орловскому ТТП.

    - С самого начала речным трамваям было предопределено выполнять функции общественного транспорта, - рассказал помощник гендиректора МУП "ТТП" по общим вопросам Леонид Агибалов. - Поэтому их включили в состав ТТП, где был образован участок теплоходов. Оно стало первым в СССР предприятием пассажирского электротранспорта, эксплуатировавшим речные прогулочные теплоходы.

    В Орле речные трамвайчики прижились и до 1990-х годов работали в качестве общественного транспорта. Теплоходы перевозили желающих от детского парка до парка "Ботаника". Последний в начале 1990-х годов закрыли, и пассажиров стало меньше. Услугами пользовались в основном дачники, но потом и их поток сошел на нет. Однако от трамвайчиков в Орле не отказались - их перевели в "экскурсионно-прогулочную нишу".

    Услуга востребована, хотя, как утверждают на предприятии, особой прибыли и не приносит. С другой стороны, трамвайчики давно стали одной из визитных карточек города. Кроме того, власти обещают реконструировать набережные в рамках подготовки к празднованию 450-летия Орла и создать необходимую инфраструктуру - зоны отдыха, сувенирные лавки, аттракционы. Значит, интерес к прогулкам на теплоходах вряд ли иссякнет. Однако этой весной ТТП столкнулось с серьезной проблемой.

    В Рязанской области планируют открыть водный туристический маршрут из Москвы в Константиново - на родину Есенина

    - 31 мая прекращается действие текущих документов "Российского речного регистра", которые разрешают теплоходам, находящихся в хозяйственном ведении МУП "ТТП", плавать, - говорит Леонид Агибалов. - А с этого года ужесточились требования к освидетельствованию речных судов. Теперь правила предписывают обязательный осмотр корпуса и днища судна, для чего необходимо его поднять из воды на высоту около метра.

    В ТТП ломают голову над тем, каким образом это сделать. Ведь предприятие, что называется, другого профиля, и у него нет дока со специальным судоподъемным устройством. Такое можно построить, но на это нужны немалые средства - около 10 миллионов рублей. Муниципальному предприятию такая "роскошь" не по карману. Какая судьба ожидает орловский речной трамвайчик - пока неизвестно. Возможно, решить проблему помогут муниципальные власти.

    Ярославская область

    В конце минувшей недели - 19 апреля - в Ярославской области открылась навигация для маломерных судов - катеров, моторных и гребных лодок, гидроциклов, байдарок. Более габаритный речной транспорт - пассажирские трамвайчики и тем более многопалубные туристические теплоходы - выйдет на маршруты позднее. Счастливое для дачников исключение - теплоход "Москва", который начал курсировать по маршруту "Речной вокзал - Вакарево" уже 20 апреля.

    По словам начальника пассажирского управления Ярославского речного порта Андрея Жельнина, 27 апреля в Ярославле будет открыта еще одна внутригородская линия (от речного вокзала до Толги), а также одна пригородная ("Ярославль - Новые Ченцы"). А 8 мая заработает последний пригородный речной маршрут до Константинова.

    Как пояснил Андрей Жельнин, все трамвайчики одновременно поставить на воду невозможно, потому что этому предшествуют достаточно сложные проверочно-разрешительные процедуры. Всего к услугам ярославцев в этом сезоне, как и в предыдущие, будут пять теплоходов "Москва" - два на внутригородских линиях, два на пригородных и один экскурсионный.

    Кстати, одна "Москва" уже с 12 апреля соединяет правый и левый берега Волги в Тутаеве. Ее пришлось пустить из-за того, что всегда выполнявший эту функцию грузопассажирский паром пока неисправен. По словам Андрея Жельнина, речной порт сделает все возможное, чтобы заменить "Москву" на паром уже к 1 мая.

    Что касается тарифов, то ничего определенного в профильном департаменте пока не говорят. Речники предполагают, что на момент открытия навигации будут действовать старые тарифы, а в дальнейшем возможно небольшое повышение. Точно уже известно, что подорожает переправа в Тутаеве. Сейчас переезд на "Москве" через Волгу здесь стоит 16 рублей, а с 23 апреля за билет будут спрашивать на два рубля больше.

    Тверская область

    Навигация в регионе начнется не ранее последних чисел апреля. Жители береговых линий Селигера и Московского моря (Иваньковского водохранилища) смело могут рассчитывать на регулярные пригородные рейсы по воде. А Твери останется довольствоваться туристическими теплоходами, прибывающими из низовьев Волги, грузовыми баржами, моторными лодками и прогулочными катерами. Дело в том, что несколько лет назад водные пассажирские пригородные перевозки в областном центре были ликвидированы в связи с их убыточностью.

    Прошлой осенью тверской губернатор Андрей Шевелев пообещал, что с весны 2013 года по Волге в пределах городской черты Твери начнут курсировать речные трамваи, однако до настоящего времени об этом проекте никто не вспоминал. А вот жителям Осташковского, Конаковского и ряда других районов Тверской области повезло больше. Водный транспорт здесь - зачастую единственное средство передвижения между деревнями и поселками. Особняком стоит целое ЗАТО "Солнечный", покоящееся на острове Городомля на Селигере. Для таких территорий организовано пять социальных водных маршрутов, субсидируемых из областного бюджета.

    А как у соседей

    Костромские пассажирские трамвайчики отправятся в первое в этом году плавание, вероятнее всего, 27 апреля. Как пояснили в местной фирме, занимающейся речными пассажирскими перевозками, в этот день будут открыты оба пригородных речных маршрута - в Борщино и Сады, а также паромная переправа в Красном-на-Волге. Первый круизный теплоход в Ярославле и Костроме ожидают 2 мая. Это будет "Александр Радищев".

    Поделиться