22.04.2013 23:20
    Поделиться

    Российские музыканты теряют миллионы долларов из-за пиратов

    Доля прослушиваемой в Интернете российской музыки снижается год от года. Если в 2008 году 30% прослушиваемых композиций составляли иностранные исполнители, а 70% - российские, то к 2015 году ситуация изменится зеркально - российские исполнители будут составлять всего 30% от всей прослушиваемой в Интернете музыки. Такой прогноз представила Национальная федерация музыкальной индустрии России (НФМИ).

    Как отмечают эксперты, за последние пять лет российские артисты практически утратили возможность зарабатывать на продаже дисков. Это естественный эволюционный процесс, который происходит во всем мире и связан с падением продаж дисков из-за смены парадигмы потребления: большая часть музыки сегодня прослушивается в Интернете. Однако у России все же есть существенное отличие от развитых стран: на Западе одновременно со снижением доходности от продаж дисков появились инструменты для легального распространения музыкального контента в Интернете - Itunes, Youtube, Spotify и другие, выплачивающие авторские гонорары. В России же таких инструментов крайне мало, однако процветает нелегальное распространение музыкального контента, в том числе через социальные сети, которые размещают его без разрешения правообладателя и не выплачивают гонорары авторам.

    Глава НФМИ Леонид Агронов считает, что пираты в первую очередь убивают именно российских авторов. По его словам, у российских музыкантов нет средств на инвестиции в собственную профессиональную музыкальную карьеру: только уже состоявшиеся, широко известные и популярные артисты могут инвестировать из концертов. Это хорошо иллюстрирует простой пример: допустим, Мадонна зарабатывает в Интернете 100 рублей. Из них 50 рублей - в США, 30 - в Европе, 15 - во всем остальном мире и 5 - в России. Если предположить, что рунет вдруг полностью становится черным, то певица потеряет 5 рублей, что существенно не скажется на ее доходах. У российских артистов ситуация противоположная: из тех же зарабатываемых 100 рублей на Россию приходится 95 и только 5 рублей - на остальной мир, включая легализованные рынки США и Европы. "То есть нелегальный рунет вынимает из доходов российских музыкантов почти все деньги. При такой математике пиратство почти не вредит иностранным авторам, но убивает наших", - сказал Агронов.

    Легально распространяющие музыку сервисы в России тоже есть, однако пока они развиты не так широко, как на Западе. Самый известный из них - это Яндекс.Музыка. Как рассказал его руководитель Константин Воронцов, изначально сервис должен был помогать пользователям "находить хорошие ответы на свои музыкальные запросы". Сегодня задача ресурса - совместно с правообладателями структурировать рынок таким образом, чтобы в выигрыше оказались все три стороны - и пользователи, и правообладатели, и площадка, на которой размещается контент. Сервис выплачивает правообладателям и артистам вознаграждения за прослушивание их композиций. Такую возможность обеспечивает бесплатная веб-версия, на которой размещается реклама, и приложение для iPhone с платной подпиской. "Мы считаем, что пользователь готов платить за удобство прослушивания, за дополнительные преимущества мобильной версии: возможность слушать музыку без подключения к Интернету, подбор похожих по жанру и исполнителю композиций, распознавание музыки", - отметил Воронцов. Его слова подтверждает рост аудитории сервиса: по данным ComScore, в феврале 2012 года она составляла 5,5 млн пользователей, а в феврале 2013-го - уже 15 млн.

    Впрочем, пираты тоже не дремлют. По оценкам Леонида Агронова, их приблизительный доход от нелегального распространения музыкального контента в России составляет от 100 до 150 млн долларов в год. При этом потери именно российских музыкантов составляют около 70 млн долларов. Защититься от пиратов можно в суде. Например, в октябре прошлого года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял положительное решение по иску звукозаписывающей компании "Гала Рекордз" к социальной сети "Вконтакте". За размещение без разрешения правообладателя в соцсети 11 произведений певицы МакSим "Вконтакте" обязали выплатить в пользу "Гала Рекордз" 550 тысяч рублей. В конце марта владельцы соцсети подали кассационную жалобу на это решение.

    - Защита интеллектуальных прав в Интернете - едва ли не основная проблема всех обладателей исключительных прав на произведения, - отметила старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы "Клифф" Мария Шелудякова. - Крайне сложно контролировать использование произведения в сети, гарантировать его от незаконного воспроизведения и доведения до неограниченного круга лиц. Кроме того, затруднительным является выявление лица, которое незаконно распространило произведение. Чаще всего под горячую руку правообладателей попадают компании, предоставляющие услуги хостинга. Однако стоит отметить не совсем однозначную позицию судов по этому поводу, ведь хостинг-компании чаще всего не несут ответственности за содержание информации, размещаемой владельцем сайта, переданного на хостинг. Проблема определения надлежащего ответчика крайне актуальна.

    "Сегодня количество дел о нарушении исключительных прав на произведения слишком мало - они являются больше исключением, чем правилом. Однако мы полагаем, что по мере того, как будет складываться устойчивая и понятная судебная практика по этому вопросу, все большее количество правообладателей будет отстаивать свои интересы через суд", - заключила Мария Шелудякова.

    Поделиться