22.04.2013 23:36
    Поделиться

    Альбом "Маленький Фриц": синтезаторное чудо Глеба Самойлова

    Советская и российская рок-музыка имеет одну сравнительно малоизвестную, но очень любопытную сторону.

    Традиция записывать сольные альбомы среди участников передовых групп существует у нас давно, имеет богатую и причудливую историю. Деятели рок-тусовки всех мастей время от времени выходили за рамки своих основных проектов, привлекавших основное внимание критиков и особенно - публики, и отрывались по полной, ненадолго избавляясь от гнета необходимости с кем-либо считаться. И нередко такие шаги в сторону от "основной линии партии" становились причиной появления на свет настоящих штучных шедевров. Так было с бесшабашными звуковыми экспериментами экстравагантного ветерана трэш-метала "Паука", с затейливым аудио-поп-артом Вячеслава Бутусова, с дадаистскими забавами Леонида Федорова и многими другими сольными проектами.

    Группу "Агата Кристи" у нас в стране знают хорошо, а любят - горячо. Но вот об альбоме "Маленький Фриц", который записал в 1990 году совсем еще тогда юный Глеб Самойлов - едва вышел дебютный и весьма сырой альбом "Второй Фронт" только-только появившейся группы, - помнят немногие. Глядя на современный розово-китчевый самойловский The Matrixx, просто диву даешься - неужели этот же человек более 20 лет назад смог записать такой смелый - во всех отношениях - и сильный альбом?

    Заслуженные гуру советского рока и современного российского радиоэфира сетуют на то, что до 1991 года отечественные музыканты не имели тех технических возможностей, которые были у их заграничных путеводных звезд. С особенной энергией сокрушаются они о качестве советских синтезаторов, которые и вовсе, как они говорят, могли лишь развить "комплекс второсортности" у многочисленных и тщательно скрывавших источники своего вдохновения от своих неискушенных поклонников русских эпигонов Depeche Mode или Killing Joke. "Маленький Фриц", записанный двадцатилетним начинающим музыкантом - еще полным дилетантом! - свидетельствует: причины появления таких комплексов нужно искать отнюдь не в синтезаторах. Звук на записи выстроен блестяще, клавишные звучат как надо и отлично воспроизводят действительно нетипично крепкий для того времени и места материал. Индустриальные полотна звучат убедительно, служат и гулким фоном для военных сцен, и - иногда - основным действующим лицом в композиции.

    Разумеется, украшенный довольно провокационной для тех времен обложкой альбом Глеба Самойлова полон декадентства и гротескного юмора - причем очень острого. Но в этом декадентстве - при его явной утрированной театральности - совсем не встречается та нарочито суровая плюшевость, которая вскоре появилась у "Агаты Кристи". Иногда кажется, что автор вот-вот заиграется, но этого не происходит.

    Баланс между серьезностью гуманистически-пацифистского посыла молодого музыканта и его горько-ироничным жонглированием однозначными, но вывернутыми наизнанку образами всегда выдерживается ровно настолько, насколько это необходимо. И история "маленького Фрица", ни на секунду не сбиваясь со взятого с самого начала маршевого темпа, уверенно проходит через истерично-драматичную кульминацию к своему печальному финалу, оставляя слушателя в тишине ошеломленно осознавать - что он только что услышал.

    Когда находишь в тлеющих архивах советского андеграунда нечто подобное, испытываешь радость археолога, случайно наткнувшегося на бесценный трофей посреди, казалось бы, изрытого уже вдоль и поперек участка. Такие случаи напоминают, что и на признанных всеми исчерпанными местах следует иногда задержаться. И копнуть глубже.

    Поделиться