19.04.2013 13:16
    Поделиться

    Владимир Журавлев: Музыка Джона Бэрри передает красоту жарких вечеров

    Есть ли такая музыка к кино, которая существует сама по себе? Первое, что приходит на ум, - это фильмы "Александр Невский", саундтрек к которому написал Сергей Прокофьев, и "Гамлет", для которого основательно потрудился Дмитрий Шостакович. Тем не менее и в истории американского кино есть немало картин с замечательной музыкой, имеющей самостоятельное значение.

    Ниже речь пойдет о саундтреке к фильму Лоуренса Каздана "Жар тела" 1981 года. Написал его прославленный английский композитор Джон Бэрри, известный своей заглавной темой к сериалу про Джеймса Бонда. Впрочем, Бэрри мог создавать музыку не только для "стрелялок", но и для детективных эротических драм, снятых в жанре "нео-нуар". Саундтрек к картине "Жар тела" - ярчайшее тому подтверждение.

    Сюжет фильма прост: у адвоката Нэда Расина (Уильям Херт) начинается страстный роман с Мэтти Уолкер (Кэтлин Тернер) - замужней женщиной. Мэтти, на самом деле, планирует избавиться от своего благоверного и прибрать к рукам его немалое состояние. Нэд убивает ее мужа и, казалось, преступление совершено идеально. Однако вскоре на след пары выходит друг Нэда, полицейский Оскар. В целом все как обычно: классический любовный треугольник, незаметное моральное разложение главного героя, запутанная интрига, неожиданная развязка. И все же главное в этой картине не столько сам сюжет, сколько ее импрессионистичность. В фильме Каздана есть много отсылов к стилистике нуара 40-х годов, однако в начале 80-х режиссер мог показывать то, что было невозможно обнажить тогда, - эротическую подоплеку. Жара во Флориде, шум океана, песок пение птиц, огромный эмоциональный градус, красота эротических сцен - все это моментально завораживает зрителя, оставляя позади не столь уж оригинальный сюжет. И музыка Бэрри как раз прекрасно отражает эту импрессионистичность фильма Каздана.

    Английский кинокомпозитор сумел создать на редкость многогранную партитуру, вобравшую себя черты симфонической музыки и джаза. Симфоническая музыка передает нежную страсть, томность, красоту жарких флоридских вечеров, драматизм ситуации, в которую попадает герой Херта. Звуки джаза не только напоминают о далеких 40-х годах, но и привносят расслабленность, импровизационность, изысканность в происходящее. Нэд встречает Мэтти на побережье, они знакомятся, он чувствует возбуждение, но она ускользает от него. На следующий день Нэд едет к ней под слегка ленивые, будто расплавленные жарой джазовые звуки тромбона и саксофона. Вскоре последует один из самых выразительных моментов: Нэд должен покинуть дом Мэтти, однако не может уйти и пристально смотрит на нее через окно. Наконец, он поддается своим желаниям, разбивает стулом стеклянную дверь и быстро направляется к ней. Мэтти не в силах противиться охватившей обоих страсти. Эту сцену без единого слова Бэрри передает с помощью выразительной темы, исполняемой симфоническим оркестром. Зритель как будто слышит от Мэгги одно слово: "Да".

    Выразительность тем - одно из самых главных достоинств саундтрека. Это и терпкая заглавная мелодия, звучащая как на саксофоне, так и в исполнении симфонического оркестра, джазовые мотивы, под которые Нэд едет к Мэтти, тема маленькой девочки Хизер, ненадолго появляющейся в середине фильма, подготовка к убийству мужа Мэтти… Каждый музыкальный момент ленты был учтен на записи саундрека, которую осуществил в 1998 году Лондонский симфонический оркестр под управлением Джоела МакНили. Это удивительно вдохновенное, попадающее в образы картины исполнение. Но даже если забыть о самом фильме, для которого был написан саундтрек, можно ощутить и страсть, и нежность, и эротичность, и драматизм, которые Бэрри вложил в свою музыку. Обманутый Нэд попал в тюрьму, прекрасная Мэтти уехала с огромной суммой денег, и как будто не было никогда их бурного романа. Но музыка по-прежнему звучит и рассказывает уже о другой жаре, других вечерах, другом умопомрачении.

    Поделиться