17.04.2013 23:25
    Поделиться

    На производстве жостовских подносов осталось всего 50 художников

    Следующий адрес акции "Возродим народные промыслы" - Жостово
    Жостово - старинная деревушка на берегу Клязьминского водохранилища в часе езды от Москвы.

    Дорожные указатели, ведущие к ней, выполнены в виде больших расписных подносов, а номера домов на центральной улице тоже изображены на подносах, прибитых к заборам. Идешь по главной в Жостово улице да узоры затейливые рассматриваешь.

    Сейчас эту дорогу называют мытищинской Рублевкой. 130 лет назад художник Василий Суриков отыскал здесь типажи для своей знаменитой картины "Боярыня Морозова". В этих краях обосновалась известная актриса Елена Проклова. Построила дом. Рассказывают, что зашла как-то в местный магазин и сразу с десяток подносов купила. Украсила ими комнату на даче. Кто был в гостях, говорят, кра-со-та...

    Началось все с "лакерной"

    Жостовская техника росписи в череде прославленных российских лаков, таких как Палех, Холуй, Мстера, Городец, Федоскино... Предприимчивый крепостной графа Шереметева из деревни Жостово - Филипп Никитич Вишняков, работая в Федоскино возчиком на местной мануфактуре, уловил технологические особенности производства лакированных изделий и открыл свою "лакерную" мастерскую.

    В Федоскино делали расписные изделия из папье-маше под лак: шкатулки, ларцы, портсигары, табакерки, спичечницы, конфетницы, подносы. Филипп Никитич ездил в Москву продавать товар, а потом на Цветном бульваре открыл лавку. О чем свидетельствует и старинная вывеска, которая теперь красуется в музее в Жостово.

    На одной из ярмарок сын Филиппа Никитича Осип встретил конкурентов с Урала, которые лихо торговали металлическими расписными подносами. Тогда-то Осип Вишняков и решил тоже перейти с папье-маше на "железо".

    После отмены крепостного права многие деревенские по примеру Вишняковых стали открывать в своих домах "подносные мастерские". Название "Жостово" закрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера во многих близлежащих деревнях. К середине XIX века уже работали 12 крупных мастерских, которые и создали школу росписи металлических подносов.

    Что любил показать гостям русский человек? Дом, семью. Любил и широко посидеть за накрытым столом. А на подносе дорогим гостям угощения подают. Возьмет гость с подноса чашку с огурчиками, а там взору роза открывается. Поднимет бульонницу, а там ветка рябины затаилась...

    Спрос на разноцветные подносы рос не по дням, а по часам - дородные купчихи желали пить чаек с баранками, маковыми булочками, липовым медком и вареньицем. Маленькие подносы ставили вместо блюдечка, большие - под самовар.

    Все мастерские были семейными, опыт передавался от отца к сыну. К XX веку промысел несколько сократился: в СССР все должно было быть общим. В 1922 году в деревне Новосильцево была создана "Новосильцевская артель", аналогичные появились в Жостово и Троицком. В 1928-м мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в Жостово.

    Упадок пришел после падения СССР. Говорят, подносы валялись по всему фабричному двору. Бери - не хочу. Никто не брал. Фабрику обанкротили.

    Эти букеты живут вечно

    Фабрика начинается с музея. При входе выдают бахилы. На стенах - портреты мастеров: Н. Антипова, В. Леткова, Е. Лапшина, В. Жмылева, Н. Гончаровой, Л. Гончаровой, Б. Графова, М. Савельева, Зои и Виктора Кладовых. Все изготовленные подносы и сегодня подписываются. И если стоит полная фамилия - покупайте. Мастер отвечает за свое творение.

    Главный художник фабрики Михаил Лебедев встречает меня у проходной и проводит на верхний этаж в мастерские.

    В 2003 году фабрику купил банкир, но государство поставило условие, чтобы "производство жостовских подносов сохранилось и никакого упадка не было". Сейчас - это частное предприятие, ориентированное на прибыль. За качеством следит лично главный художник и всевозможные комиссии, которые по два раза в год приезжают то из Союза художников России, то из области.

    В мастерских сквозь стеклянные хайтэковские двери можно видеть, как работают мастерицы. Для многочисленных экскурсий это очень удобно. Классический мотив жостовской росписи - яркий цветочный букет на черном фоне. Эти букеты никогда не вянут.

    Любимый жостовский цветок - роза. Она в центре, а колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки - те по краю подноса. Иногда в букет добавляют землянику, шиповник. Цветы на подносе могут быть собраны художником в букеты, гирлянды или венки.

    Кроме букетов на подносах пишутся пейзажи, натюрморты, русские тройки, сказочные персонажи... Богатые иногда заказывают свои портреты в обрамлении цветов. Но в последнее время делают это все реже. Получается как бы для кладбища, на могилку.

    А еще расписывают кухонные вытяжки, будильники, вазы. Привозят на роспись даже холодильники и дорогие мобильники.

    Вам тазик или блюдечко?

    Лак, как и раньше, завозят из Ярославля, сталь - из Череповца. "Когда в жаркой печи лак хорошо иссохнет, то как зерцало становится". Формы у подносов самые разнообразные: прямоугольные, круглые, овальные, "гитарные" или восьмиугольные. Размеры тоже: маленький - "блюдечко", средний - "тазик", большой - "скатертный". Бортик подноса может быть "простым" или "крылатым".

    Для создания жостовского подноса требовался кузнец (коваль), шпаклевщик (грунтовщик) и живописец (рисовальщик). А еще ножницы, деревянный молоток и кисти с красками. Кузнец из листового железа ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Поднос-заготовка передавался в руки шпаклевщика. Тот покрывал поднос лаком и отправлял в сушильную печку. Потом наносил на поднос шпаклевку, еще раз лак и отправлял снова на просушку. Когда поднос высыхал, его передавали живописцу.

    Живописец расписывает поднос по своему "произволу". Мазок кладется в несколько приемов и называется "долгим", при этом он должен быть густым и "упругим", что придает объем знаменитому жостовскому букету.

    Вот такая статистика

    Иду в гости к известному художнику, лауреату премии имени Репина Вячеславу Ивановичу Леткову. У него не дом, а настоящий музей из кованых подносов среди оленьих рогов. Авторские подносы на вручную кованом металле выгодно отличаются от поточных. Что ни поднос - то шедевр. Когда Вячеслав Иванович вышел на пенсию, то ушел и с фабрики. И таких много: "Мы работаем дома, потому что нас не устраивает профессиональный уровень фабричной продукции". Практически все, кто ковал подносы, разбежались по автомастерским.

    Ушли семейные династии (одна осталась), которые и вне стен фабрики не пропадут. За несколько последних лет на фабрику пришла только одна девушка, которая по совместительству экскурсии проводит.

    В лучшие годы трудилось до 300 художников, после войны 150, сейчас - 50. В Жостово выпускники федоскинского художественного училища не распределяются. В училище на отделении "Жостово" нет конкурса и отделение закрыли.

    Прямая речь

    Михаил Лебедев, главный художник фабрики:

    - В Федоскино раньше преподавали ведущие мастера, было три отделения - Жостовское, Федоскинское, Ростовская финифть. Не стыдно было сказать, у кого ты учился. Квартиры преподавателям давали. Зарплаты хорошие были.

    Сейчас педагогов самих учить надо. Другая проблема: платить достойно художнику никто не хочет. У покупателей тоже лишних денег нет. Нет стимулов и со стороны государства. Если раньше на промысле работало по три поколения, то сейчас дедушка отговаривает внучка, чтобы не шел на фабрику. Остались энтузиасты. Что делать? Популяризировать промыслы, поддерживать ведущих мастеров. В Жостово сейчас 10 членов Союза художников России. Но до 2008 года не проводилось ни одной художественной выставки по промыслам. Выставка "Россия" проходит раз в четыре года. Никто не делает выставок за границей, а то, что делают, вызывает только стыд. Нужно поднимать престиж творчества художника!

    Поделиться