15.04.2013 23:41
    Поделиться

    Разработана новая система товарооборота между РФ и США

    Рабочая группа по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям в составе Президентской комиссии по сотрудничеству России и США приняла недавно новый план своей деятельности в 2013-2014 годах. Заместитель министра торговли США Майкл Камуньес, подписавший этот документ, рассказал о том, как в Вашингтоне собираются реализовывать программу взаимодействия.

    - Вы только что подписали новый рабочий план сотрудничества. Что вам представляется наиболее важным в этом документе?

    - Наш новый рабочий план, на мой взгляд, охватывает амбициозную повестку дня, сгруппированную по четырем основным направлениям. В целом он нацелен на углубление и расширение двусторонних торговых и инвестиционных связей.

    Прежде всего этот план отвечает на вопрос о том, как в полной мере воспользоваться присоединением России к ВТО. То есть как помочь компаниям США и России реализовать преимущества от нормализации наших торговых отношений, от тех новых принципов и порядков, которые распространяются на Россию в рамках ВТО.

    На мой взгляд, в процессе вступления Россия предприняла ряд существенных реформ. Мы призываем продолжать эти усилия. Улучшать деловой климат для привлечения тех торговых и инвестиционных потоков, в которых вы заинтересованы. Кроме того, мы стремимся содействовать развитию двусторонней торговли. Россия всегда желала привлекать американские инвестиции, они уже довольно существенны. Но и мы заинтересованы в увеличении притока российских инвестиций в США. Между прочим, мы признали Россию одним из приоритетных рынков в рамках нашей инициативы "Выбирай США!". Так что мы с удовольствием говорим российским инвестициям "добро пожаловать".

    Мы также думаем над тем, как нам стратегически наращивать торговлю в ключевых секторах роста, а потенциально и в ключевых регионах. Ведь торговые, коммерческие связи устанавливаются не между Вашингтоном и Москвой. На самом деле главное - чтобы наши предприниматели контактировали и налаживали бизнес друг с другом. И мы хотим делать все возможное, чтобы стимулировать развитие торговли и инвестиций в регионах, в том числе и в штатах нашей страны. Наконец, мы прилагаем усилия к тому, чтобы активизировались прямые контакты на уровне бизнеса, частного сектора. Вы спрашиваете конкретно о приоритетах США. Должен сказать, прежде всего мы хотим посмотреть, как нам дальше взаимодействовать в области стандартизации. Потому что если мы всерьез хотим заниматься коммерцией, то нам необходимы совместимость и коммуникабельность между нашими странами, между предприятиями.

    Нас также очень интересует углубление взаимодействия в сфере госзакупок, чтобы мы могли видеть дополнительные реформы в этой сфере. Хотим продвигать торговлю в инновационных отраслях: например, мы выделили здравоохранение в качестве одного из ключевых приоритетных секторов, и у нас в начале июня намечена отраслевая торговая миссия (в Россию) по здравоохранению. Наконец, как я уже говорил, стремимся к укреплению контактов между регионами.

    В целом я бы хотел, чтобы россияне и американцы наглядно убедились, насколько ценными могут быть двусторонние отношения на уровне бизнеса. Мы стремимся делать упор на тех отраслях и сферах бизнеса, где американская технология, американская продукция и американские компании могут помочь повышению качества жизни россиян. Чтобы показать практическую отдачу от улучшения деловых отношений.

    - Вы говорили о межрегиональных связях. Какие штаты, на ваш взгляд, наиболее в них заинтересованы?

    - На самом деле мы пока в самом начале пути. Пытаемся сейчас вместе с российским правительством определить правильные критерии для взаимодействия с регионами. Думаю, будем ориентироваться на такие места, где налицо транспарентность, власть закона, сильная политическая воля и готовность открывать рынки для инвестиций. Где уже достигнуты определенные успехи, чтобы можно было опереться на тех, кто уже работает в этих регионах...

    Тут важно подчеркнуть, что не дело правительства выбирать среди отраслей и регионов, кому быть в выигрыше, а кому нет. Надо поддерживать промышленность, частный сектор в его стремлении к росту и укоренению на рынках наших стран. Мне интересно посмотреть, где уже есть позитивная динамика и что мы можем сделать, чтобы ее усилить и поддержать. Потому что в конечном счете двусторонние отношения будут зависеть от укрепления связей в частном секторе. Инвестициями "рулит" рынок, а не правительство...

    - В России и пресса, и деловые круги, и иногда даже политики сетуют на "предвзятость" США по отношению к российскому бизнесу, российским капиталам. Как бы вы ответили на подобные упреки?

    - Прежде всего я просто не думаю, что это все так и есть. По-моему, это просто отголоски иного времени. На самом деле США один из самых открытых рынков в мире для инвестиций. Это просто факт. И эта открытость распространяется на российские компании. Они добиваются успеха и процветания в США.

    На самом деле мы хотим - подчеркиваю, хотим - наращивания инвестиций в США из России. В подтверждение тому мы начали программу "Выбирай США!" и включили Россию в число приоритетных рынков. Спрашивается, зачем было бы нам выделять Россию, если бы мы были против российских инвестиций.

    - А что это на практике означает для российского бизнеса? Что нашим предпринимателям делать - в двери вашего кабинета стучаться: дескать, мы приоритетные?

    - Это означает, что мы выделяем людей, время, ресурсы для развертывания программы, в рамках которой инвестициями у нас, исходящими с приоритетных рынков, будет заниматься специальный уполномоченный - омбудсмен. Если наши партнеры по программе "Выбирай США!" будут сталкиваться здесь у нас с проблемами или вызовами, то у них будет, к кому обратиться. Будут люди, готовые с ними работать.

    Я уже говорил о задачах федерального правительства и о том, что мы не отдаем предпочтение ни одному из наших 50 штатов. Но мы можем позаботиться о том, чтобы поступающие в нашу страну инвестиции встречали хорошее к себе отношение, выводить их на нужных людей. Чтобы было кому ответить на возможные вопросы. А при возникновении препятствий, с преодолением которых федеральные власти в состоянии помочь, чтобы к делу быстро подключались достаточно высокопоставленные лица.

    - И что, для каждой приоритетной страны будет свой омбудсмен?

    - Это в целом такая программа - омбудсменская. Там будет целая команда людей в рамках программы. Это новая программа, новая инициатива. Она растет. Президент запросил конгресс о выделении дополнительных средств. Мы будем стараться обеспечивать максимальную поддержку.

    Кстати, не далее как в ноябре я был в Москве, проводил в "Спасо-хаусе" презентацию "Выбирай США!". Старался убедить некоторых из ваших ведущих инвесторов в достоинствах этой программы. Я вообще постоянно привлекаю к этому внимание и вашим читателям хочу ясно сказать: США открыты для инвестиций. Мы приветствуем инвестиции из России. Я лично считаю, что российские инвестиции необходимое условие для углубления коммерческих связей. Потому что по мере того, как вы станете закрепляться на здешнем рынке и осваивать правила ведения здесь бизнеса, вы будете интегрироваться в цепочки поставок, обрастать устойчивыми глобальными связями и источниками.

    Но если уж речь зашла о предубеждениях, не могу не сказать, что и в США сложилось впечатление, что на российском рынке очень сложно делать бизнес. Американские компании с большой тревогой воспринимают представления об отсутствии транспарентности, власти закона, предсказуемости, о бюрократических препонах для их бизнеса в России.

    Мы очень рады, что президент сделал приоритетной задачу улучшения позиций России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса. Нас очень ободряет недавнее принятие антикоррупционного закона, требующего от компаний включения в штат должностных лиц, ответственных за соблюдение действующих правил и норм (compliance), и налаживания соответствующего внутреннего контроля. Мы предложили российской стороне совместно поработать над тем, чтобы все это создать. Готовы оказать в этом плане техническую помощь.

    Так что процесс тут двусторонний. Обоим правительствам надо понимать, что между реальностью и представлениями о ней существует разрыв, что тут есть над чем поработать с обеих сторон. На это и нацелен наш совместный план. Мы стараемся перейти от риторики к прагматичным шагам, которые могут быть сделаны властями обеих стран совместно с промышленностью для расширения торговли и контактов между людьми. В конечном счете от этого будет зависеть улучшение деловых отношений.

    - Вопрос о торговых ограничениях, введенных еще до вступления России в ВТО. Ставится ли вообще задача избавляться от них?

    - Нет, не ставится. Прежде всего такие режимы вполне соответствуют нормам ВТО, и вступление России в эту организацию их никак не затрагивает. Кроме того, они вводятся по закону, утверждаются нашим конгрессом. Есть узаконенные процедуры, которые мы обязаны соблюдать. Мы так и делаем, причем совершенно сознательно, поскольку считаем их необходимыми и целесообразными.

    Вступление России в ВТО совершенно не означает, что у нас в одночасье исчезнут все разногласия. Наоборот, можно предполагать, что разногласий станет больше, поскольку мы ожидаем от России соблюдения и исполнения тех обязательств, которые она согласилась на себя принять в рамках ВТО.

    При всем том, на мой взгляд, нам в наших отношениях важно не зацикливаться на разногласиях. Надо понимать и признавать, что у нас зрелые отношения. Что этими разногласиями надо заниматься. Что надо выполнять обязательства в рамках ВТО. И неизменно ориентироваться на конструктивное, положительное взаимодействие, на взаимную выгоду от расширения связей.

    - И все же по поводу ограничений. За последнее время при пересмотре антидемпинговых режимов счет 2:3 - по феррованадию и магнию режим отменен, по карбамиду, нитрату аммония и горячекатаной стали оставлен в силе. Чего, на ваш взгляд, следует ждать по металлическому кремнию и далее?

    - Опять же, антидемпинговые режимы соответствуют нормам ВТО. Это открытый и транспарентный процесс, без всяких тайн. В тех случаях, когда российские ответчики не проявляют желания участвовать в процессе пересмотра, решения принимаются по ускоренной процедуре, в соответствии с нашим законом.

    В диалоге с российским правительством на эти темы мы постоянно подчеркиваем, как важно полноценное участие всех экспортеров во всех процессах пересмотра наших режимов. Эти процессы специально так устроены, чтобы была такая возможность. Если российские компании не являются и не участвуют, то им не следует удивляться, когда решения принимаются не в их пользу. В будущем мы настоятельно призываем их участвовать...

    - После вступления в ВТО на очереди у России присоединение к ОЭСР. Что можно сделать для облегчения этого процесса?

    - США совершенно ясно заявили о том, что мы поддерживаем и приветствуем присоединение России к ОЭСР. Это принесет пользу прежде всего самой России: с необходимостью повлечет за собой реформы, которые создадут условия большей транспарентности и определенности, в конечном счете укрепят доверие инвесторов и позволят привлекать больше инвестиций.

    Но я хочу напомнить, что в отличие от ВТО присоединение к ОЭСР идет не через переговорный процесс. ОЭСР - это организация стран, приверженных определенным высоким стандартам. По сути членство - отражение обязательства страны соблюдать стандарты ОЭСР. США поддерживают присоединение России к этой организации, и мы готовы работать с Россией, чтобы помочь ей в соблюдении данных стандартов. Мы уже предложили такую помощь.

    - О чем я забыл спросить?

    - В общем-то мы о многом поговорили... В заключение хочу повторить, что наш минторг выполняет указание президента работать над углублением наших отношений и демонстрировать взаимовыгодный характер экономического сотрудничества. Надеюсь, через несколько лет вы сможете оглянуться и сказать: да, с тех пор дела пошли по-другому...

    - То есть сейчас поворотный момент?

    - Да.

    Поделиться