15.04.2013 14:07
    Поделиться

    "РГ" выяснила, кого и от чего ограждает пост ДПС под Волгоградом

    Корреспондент "РГ" отстоял смену с инспекторами ДПС на посту Городищенском, в 30 км от Волгограда, чтобы своими глазами увидеть, кого и от чего ограждает этот пост.

    "Автоураган" на резиночке

    На дороге дежурят два инспектора, старший наряда в помещении поста - на компьютере, рации и телефоне. Старшему лейтенанту Юрий Скворцову поручено отвечать на все мои вопросы, объяснять, кого они останавливают на посту и почему.

    Останавливают машину без номеров: юный водитель с внушительным фингалом под глазом путешествует по временному водительскому удостоверению, но без паспорта. Будет сидеть на посту, пока брат не привезет паспорт из Волгограда. Следом - джип с огромным прицепом: проверка соответствия категории водительских прав и веса автомобиля с прицепом. Здесь все в порядке. "Бэха" - чистая, с адекватным на вид водителем, остановлена потому, что BMW возглавляет рейтинг самых угоняемых автомобилей. Мода меняется, несколько лет назад останавливали все Toyota Camry подряд, на эту марку был самый большой спрос у угонщиков. "Копейка", а затем и "шестерка" с молодыми водителями за рулем тоже будут остановлены для проверки: именно такие машины молодежь чаще всего берет "покататься" без спроса. Есть еще список машин, на которые поступили ориентировки: в угоне или причастна к преступлению.

    На посту установлен компьютер с системой "Автоураган": видеокамера считывает госномера проезжающих автомобилей и, если попадается номер, занесенный в базу данных, предупреждает пост громким сигналом. У инспекторов на дороге свой "Автоураган": шпаргалка с номерами машин в розыске намотана на полосатый жезл и зафиксирована резиночками.

    Пассажирский транспорт останавливают весь. Схема проверки одна и та же: документы водителя, осмотр багажного отделения, осмотр салона. Наметанный глаз инспектора сразу отмечает, кто из пассажиров ему не рад. Это повод посмотреть багаж повнимательнее или проверить документы. В этот день случаются удивительные находки: то ящик "Шанели", то короб с айфонами. Это везли в Волгоград. В Москву - крупную партию щучьей икры, выкрашенную в черный цвет, - под осетровую. Владелец груза, как правило, в автобусе не находится, водитель говорит: "Попросили передать". На днях на этом посту у пассажира рейсового автобуса обнаружили изрядную партию марихуаны. Но разбираться с находками будет уже другая полицейская служба.

    Еще одна категория всегда останавливаемых на этом посту машин - с номерами региона 05 (в Дагестане низкий транспортный налог, поэтому там регистрируют автомобили со всей России). У автобусов проверяют вплоть до списка пассажиров, у фур - документы на груз. Весов на посту нет. Чтобы доказать, что фуры идут с перегрузом, инспектору надо сопровождать их в неблизкую Самофаловку. Но на таком потоке, как здесь, и двое-то едва успевают. Если же приходится оформлять административное правонарушение, инспектор надолго засядет за бумаги, а их - море. Кстати, оформленные документы складывают в оригинальный сейф - железный ящик с щелью сверху, как у избирательной урны. Для сохранности. Все материалы тут же заводятся в единую базу данных. Несовпадение времени появления этих сведений в базе и времени оформления - повод для подозрений в отношении инспектора.

    Улыбайтесь, вас снимают!

    Веселый парень на ржавой "Волге", кажется, рад, что его остановили: всем сообщает, что едет на рыбалку в Астрахань. Машина забита барахлом, сверху прикручена пара велосипедов, запаска, что-то еще неопознаваемое. Когда открывают багажник, узлы и пакеты выскакивают на асфальт. Один инспектор помогает утрамбовать их обратно, второй замечает под барахлом у заднего стекла приклад. Водитель с гордостью показывает пневматическую винтовку. Осмотрев ее и убедившись, что все в порядке, инспектор возвращает ее водителю, тот машет рукой и уезжает. На пост возвращается инспектор, патрулировавший объездную дорогу. Обычно там ловят пьяных водителей, которые знают, что проезжать через пост им опасно. Но в этот раз с ним едет грузовик с баранами. Бараны путешествуют без документов - ни ветсправки, ни накладной. Следом за водителем подъезжают владельцы баранов: мы, говорят, думали, что в пределах района можно без документов, предлагают подвезти документы завтра, мол, все равно бараны на мясо. Но баранов отправляют в райотдел полиции разбираться, чьи они и куда едут.

    Поток автомобилей спадает: тут есть свои циклы. Замкомандира поста Сергей Плёхов ведет меня показывать хозяйство. Вот компьютер, в котором хранятся записи со всех видеорегистраторов патрульных машин, приписанных к посту. В конце смены SD-карта из видеорегистратора сдается на пост. В случае конфликтов всегда можно посмотреть, где была машина, о чем говорили в салоне. Инспекторам, вопреки водительским мифам, эта штука нравится: она не раз спасала от надуманных обвинений. Водители не так уж редко провоцируют конфликты, а потом звонят по телефонам доверия, в управление собственной безопасности ГУ МВД, а то и в Москву с жалобами. Видео позволяет разобраться, кто кому что сказал на самом деле. Иногда эти записи даже отдают журналистам. Например, своими глазами видела запись, как пристегнутый наручниками пьяный "пассажир" на переднем сиденье бьется лбом о приборную доску патрульной машины, выкрикивая: "Вы меня избили, изувечили!"

    Прибор под названием "Регула" - для проверки номеров агрегатов автомобиля. Полоску фольги специальным валиком прокатывают по номеру, потом вставляют ее между роликами "Регулы" - и на мониторе появляется буквально рентгеновский снимок номера со всей историей проделанных с ним манипуляций: перебивка, шлифовка, шпаклевка - видно все. Есть база данных с образцами водительских документов всех стран мира. Она обновляется через интернет. Если инспектор не знает, как выглядят права, выданные где-нибудь в Китае, посмотрит здесь. Кстати, иностранцы не так уж редки: за день на посту видела азербайджанские, немецкие, литовские номера.

    Интуиция - это опыт

    Несмотря на все чудеса техники, главным инструментом инспектора остается все же интуиция, основанная на опыте. Именно она помогает принять решение, кого остановить для проверки. Кстати, рядовой инспектор ДПС - не ниже лейтенанта по званию, и не иначе как с высшим юридическим. Логично: инспектор должен знать не только правила дорожного движения, но и многие другие законы и нормы, он же проводит расследование и фактически выносит приговор, признавая человека виновным в нарушении ПДД.

    На столе у командира поста Валерия Шмелева две книги: экзаменационные билеты по ПДД (по ним он каждую неделю проверяет знания своих подчиненных) и, что совсем уж неожиданно - "Типичные ошибки в речи сотрудников органов внутренних дел". Схватив книжку, погружаюсь в чтение: оказывается, им надо знать, где ударение в слове "бутик", а говорить "звезда зажгётся" - нельзя. Поток машин снова стал гуще. На посту томятся два юных джигита, путешествующих без прав. Ждут, пока за ними приедет кто-нибудь с документами.

    В окно вижу, что инспектор Максим Карпенко останавливает пыльную "четверку", Юрий Скворцов присоединяется к нему. Документы проверяют не только у водителя, но и у пассажиров. В "четверке" обнаружены наркотики. Осмотр машины превращается в досмотр: под протокол и с понятыми, в их роли выступают водители других машин. Не вполне добровольно, но терпеливо. Максим выкладывает из багажника хлам на дорогу, перетряхивает, ощупывая, тряпки в пакетах, расспрашивая: чей пакет, чьи штаны? Уходит на пост и возвращается с лабрадором. Максим - кинолог, а собака натаскана на наркотики. Чтобы обнаружить их под резиновым ковриком, ей требуются считанные секунды, я даже не успеваю сфотографировать ее в салоне. Максим разворачивает сверток: марихуана. Водитель явно убит случившимся. По его виду ясно, что он не из этой компании: никто и не отрицает, что его попросили отвезти туда-обратно. Паспортов у двоих задержанных нет.

    Понурые джигиты, которые все еще тут, воспряли духом: оказывается, бывает и похуже, чем у них. Кажется, они даже рады этому зрелищу. Сверток с марихуаной уложен в прозрачный пакет и опечатан. На этом работа ДПС закончена: дальше будут работать оперативники. Прибывшая группа уводит всю компанию разбираться, кому принадлежит сверточек.

    Остаток дня проходит рутинно: документы, документы, документы… Отправленный на освидетельствование водитель еще не вернулся, "мерс" так и стоит у обочины. Разбираться с ним будет уже следующая смена - ночная. Если что-то случается под конец смены, то оформление может затянуться, и 12-часовой день еще удлиняется, но сегодня обошлось.

    Домой им добираться неблизко: кое-кому за 150 километров. Весь день, наблюдая за тем, как инспекторы общаются с шоферами, получала подтверждение старого водительского правила: как ты к ним - так и они к тебе. Водитель спокоен и приветлив - спокоен и приветлив инспектор. При малейшем признаке заискивания или агрессии на лица падает железное забрало. Теперь я знаю, почему инспекторы ДПС предпочитают иметь дело с водителями старше сорока: те ведут себя спокойно и уважительно, понимая, что это - работа.

    Поделиться