13.04.2013 04:15
    Поделиться

    Правительство рассмотрело законопроект о защите детских прав на жилье

    Правозащитники, юристы, многие депутаты давно бьют тревогу и говорят о необходимости внести в законодательство поправки, которые надежно защитили бы права несовершеннолетних.

    Проект, который обсуждало на своем заседании в четверг правительство, предлагает установить ограничения на отчуждение (продажу или дарение) жилья, в котором проживают дети, изменив для этого пункт 4 ст. 292 ГК РФ.

    Правовая норма, изложенная в этом пункте, еще в июне 2010 г. была признана Постановлением КС России не соответствующей главному закону страны: она дает недобросовестным отцам лазейку для того, чтобы грубо нарушать конституционное право собственных детей на жилище.

    Дело в том, что сегодня п. 4 ст. 292 ГК РФ не требует от недобросовестного отца- собственника жилья получать от органов опеки разрешение на его продажу или дарение, если после развода с женой (несобственницей) право на опеку, а значит и проживание ребенка (тоже несобственника) с ней по ее месту жительства получает мать. Это в комбинации со скандальной статьей 31 принятого в 2005 году нового Жилищного кодекса стало прорехой в законодательстве, приведшей к тому, что тысячи детей стали, по сути, бездомными. О том, как бывшие "любящие папы" отвоевывают у родных детей квадратные метры, мы уже писали ("Обида в квадрате" - "РГ" № 103 от 10.05.1012 г.).

    Для простоты изложения сути предлагаемых законопроектом изменений представим сегодняшнюю ситуацию. Супруги Олег и Зоя развелись. Он - единственный собственник  квартиры, где живет их семья. Она - выпускница детдома в Калужской области, где своего жилья у нее никогда не было. Однако после развода их сын Ваня остается с мамой, и Олег обязан выплачивать на ребенка алименты. Теперь, в соответствии с Семейным кодексом, Ваня уже не является членом семьи папы-собственника квартиры, он теперь "бывший член", не говоря уж о Зое. А в таком случае, как сказано в части 4 статьи 31 ЖК РФ, "право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется". Следовательно, Олег мог бы вежливо и законно указать на дверь не только Зое, но и пятилетнему Ване. Ему мешает это сделать только одно "но": в той же ч. 4 ст. 31 сказано, что если у "бывших членов" никакого жилища нет и не предвидится, суд может "на определенный срок" сохранить за ними право жить в квартире или обязать ее собственника обеспечить их другим жильем. Оставаться под одной крышей с экс-женой и сыном Олег не желает. Купить или хотя бы снять им комнату  - тоже. Выход из, казалось бы, патовой ситуации есть. Олег "продает" квартиру родной маме - благо п. 4 ст. 292 ГК РФ позволяет никаких разрешений у органов опеки не спрашивать. А дальше уже дело техники и грамотного применения закона: новый собственник квартиры - бывшая Зоина свекровь - просит суд во исполнение пункта 2 статьи 292 Гражданского кодекса выселить посторонних лиц с принадлежащей ей теперь площади. Куда теперь деваться Зое с маленьким сыном, суд выяснять не обязан.

    Конечно, изменение, которое правительственный законопроект предлагает внести в п.4 ст.292 Гражданского кодекса, сделают описанную схему, по крайней мере, весьма затруднительной для собственников недвижимости, желающих выселить со своей жилплощади несовершеннолетних детей. И таким, как Олег, придется искать другой выход из жилищно-бытовой коллизии, который не должен привести к тому, что пятилетний Иван окажется бездомным.

    Но, наверное, одно изменение 292 статьи ГК РФ проблему полностью не закроет, - что станет с малышом Ванечкой, если единственной собственницей квартиры, где он жил с мамой Зоей и папой Олегом, с самого начала была бабушка?

    Как сообщается на интернет-портале правительства РФ, по итогам обсуждения законопроекта на заседании правительства вынесено решение: Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Министру Российской Федерации Михаилу Абызову поручено в месячный срок дополнительно его проработать с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и с учётом состоявшегося обсуждения и высказанных на заседании замечаний.




     

    Поделиться