10.04.2013 23:10
    Поделиться

    В Казани состоялась мировая премьера "Карамазовых" Бориса Эйфмана

    Борис Эйфман представил в Казани новую версию балета "Карамазовы"
    Новую версию спектакля "Карамазовы" знаменитый хореограф представил на сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета.

    "Перечитал" роман Достоевского Борис Эйфман спустя восемнадцать лет после первой постановки. Вряд ли балет, собравший все мыслимые и немыслимые награды, нуждался в усовершенствовании, режиссер, скорее, привнес в него новое измерение.

    Вообще казанцам крупно повезло, что они первыми увидели обновленных "Карамазовых". Мировая премьера должна была состояться в Санкт-Петербурге. Но, как признался Эйфман, "несмотря на то, что моему театру 36 лет, у нас до сих пор нет своей сцены". А потому он с радостью откликнулся на предложение показать "Карамазовых" в Казани.

    В городе на Неве спектакль пройдет только 29 апреля, но уже под новым названием - "По ту сторону греха". Оно родилось у Бориса Эйфмана совсем недавно.

    Для новой версии режиссер полностью переписал хореографию, изменил драматургическую линию. Автор убрал партию Екатерины Ивановны, и теперь здесь полностью правит бал Грушенька (Любовь Андреева). Ее образ прописан очень ярко. Поначалу она обретает у Эйфмана черты Кармен: красное платье, страстные танцы под цыганскую музыку. Наглядно демонстрирует Груша, как можно вертеть мужчинами. О бедного Дмитрия она чуть ли не вытирает ноги.

    Вообще портреты главных героев поразительно точны. Плавный кроткий Алеша (Николай Радюш), разухабистый Дмитрий (Олег Габышев), угрюмый, весь состоящий из углов Иван (Сергей Волобуев), всклокоченный, похотливый, вечно пьяный Федор Карамазов (Игорь Поляков). Порой возникает странное ощущение, что перед тобой даже не иллюстрации, а оживший текст. Вот уже где воплощается слово.

    Так, на языке тела можно передать загадочную русскую душу, воспетую Достоевским.

    Одна из самых сильных сюжетных линий в спектакле - отношения Федора Карамазова с сыновьями. При всей своей индивидуальности каждый из братьев испытывает сильнейшее влияние отца. Он не отпускает их и словно паук оплетает паутиной. Разорвать ее до конца не удается даже после его смерти. Они несут "дурные гены" в себе.

    Впрочем, "Братья Карамазовы" - это прежде всего роман идей. По словам Бориса Эйфмана, ему хотелось раскрыть тему поиска счастья для людей и человечества. Какие пути ведут к этой гармонии, диктатура или свобода?

    - Эта проблематика, которая всегда волновала российскую интеллигенцию и сегодня волнует многих из нас. Также проблема поиска бога внутри себя, не как религиозного фактора, а такого морального стержня, по какому должен жить человек, - поясняет он.

    Беспокоят эти "проклятые вопросы" его настолько, что он даже прерывает хореографическое безмолвие спектакля и на сцене звучат ключевые фразы из произведения. "Если Бога нет, то все позволено", а также фрагменты из "Легенды о Великом Инквизиторе". Ближе к финалу постановка обретает историческое измерение. Мы уже видим не персонажей романа, а народ, который в 1917 году отвергает Бога. С пугающим грохотом падает крест, в течение всего действия возвышающийся над сценой. И Алеша подобно Христу вздымает его на плечо и медленно идет на Голгофу.

    Фоторепортаж
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться