07.04.2013 23:40
    Поделиться

    Энергосбережение в регионах УрФО тормозится на уровне "коммуналки"

    Программы энергосбережения работают в регионах Уральского федерального округа с 2010 года. Насколько уральцам удается выполнять заявленные планы снижения энергоемкости экономики и что препятствует этому процессу, выясняли журналисты "РГ".

    Сервис без энтузиазма

    В начале 2013 года муниципальная сфера Свердловской области хоть и с опозданием, но отчиталась о практически 100-процентном обеспечении приборами учета (ПУ) энергоресурсов. Процент "оприборивания" здесь достиг 94-97 процентов.

    По жилому фонду такие показатели области пока и не снятся. Даже самый учитываемый ресурс - электричество - на счету только в 83 процентах многоквартирных домов. Общедомовые счетчики тепла стоят в 62, холодной воды - в 55 процентах домов. Как сообщает областное министерство энергетики и ЖКХ, чтобы дотянуть эти показатели до 100 процентов, необходимо 4,5 миллиарда рублей. Это практически в восемь раз больше той суммы, что выделялась муниципалитетам в последние два года.

    Проблему нехватки бюджетных средств на мероприятия, предусмотренные целевой программой энергосбережения, областные власти из года в год надеются решить при помощи энергосервисных контрактов (ЭСК). К этому же решению их подталкивает и федеральное Минэнерго: заявку на получение федеральной субсидии оно оценивает, в том числе и по количеству средств, привлеченных по схеме ЭСК. Однако энергосервис на Среднем Урале идет туго. Так, в прошлом году число подобных контрактов снизилось относительно 2011го в три раза. В нынешнем году, отмечают участники рынка, ситуация вряд ли кардинально улучшится. Сегодня энергосервисные контракты, как правило, однотипные, недорогие и короткие. В 80 процентах случаев это муниципальный контракт на модернизацию уличного освещения стоимостью до 100 тысяч рублей и сроком реализации два года.

    Между тем сам механизм ЭСК предполагает применение в любой сфере, где возможна экономия ресурсов. Согласно контракту компания-подрядчик за свой счет внедряет энергосберегающие технологии или оборудование, а возмещает свои затраты за счет сэкономленных средств в течение всего срока действия контракта. Однако механизм не работает из-за целого клубка проблем. В частности, эксперты отмечают три причины неудач: несовершенство нормативной базы, недостаточность статистики и неинформированность потенциальных заказчиков.

    С таким пунктом программы, как проведение энергетических обследований, дела обстоят получше. В 2012 году в областной бюджетной сфере обследования практически завершены. В муниципальной также процесс пусть медленно, но пошел: в прошлом году на эти цели города получили областную субсидию в размере миллиона рублей. Сегодня энергопаспорта имеются у 30 процентов муниципальных предприятий.

    В текущем году муниципалитеты могут рассчитывать на областную поддержку своих целевых программ. В частности, на конкурс заявлены мероприятия по модернизации систем уличного освещения, установка приборов учета на теплоисточниках, автоматизация и переоборудование насосных станций, установка когенерационных установок и тепловых насосов. По отдельной статье будет оказана поддержка в разработке городских схем теплоснабжения. На эти цели направят 300 миллионов рублей.

    В регионах прорабатываются различные схемы финансирования, которые позволят обеспечить оснащение жилищного фонда общедомовыми приборами в предусмотренные законом сроки

    Инвестиционный интерес

    В Челябинской области, через три года работы областной целевой программы повышения энергетической эффективности, наиболее успешно обстоят дела в бюджетной сфере. Еще в 2011 году все муниципальные образования отчитались о полном выполнении требований по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов всех зданий, которые используются для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления. По состоянию на 1 января 2013 года проведены энергетические обследования в 342 из 343 государственных учреждений областного подчинения и 3515 из 3868 муниципальных учреждений Челябинской области.

    В 2012 году произведена модернизация существующих и строительство новых инженерных сетей для безубыточной работы новых котельных на общую сумму более 470 миллионов рублей. Примером успешной реализации частно-государственного партнерства может служить реконструкция или замена неэффективных теплоисточников: с привлечением средств инвесторов (около 500 миллионов рублей) были модернизированы 42 котельные в 18 муниципальных образованиях. Также прорабатываются различные схемы финансирования, которые позволят обеспечить стопроцентное оснащение жилищного фонда общедомовыми приборами в предусмотренные законом сроки. Так, только одна компания готова в рамках инвестиционной программы поставить в Челябинскую область до четырех тысяч приборов учета энергоресурсов. Объем инвестиций при этом достигает миллиарда рублей. Этим предложением уже воспользовались управляющие компании Челябинска, Магнитогорска и ряда других городов области.

    Пока же ситуация с оснащением приборами учета ТЭР жилого фонда выглядит неоднозначно. Индивидуальные жилые дома оснащены приборами учета газа, электроэнергии, холодной и горячей воды на 90 процентов. В то же время половина многоквартирных жилых домов не оборудована общедомовыми приборами учета (ОПУ), а степень оснащенности индивидуальными счетчиками электроэнергии и воды едва начинает приближаться к 80 процентов.

    Погода в доме

    В 2012 году в Югре основные усилия властей в сфере энергосбережения также были направлены на оснащение зданий приборами учета и энергетические обследования. В общей сложности на эти цели из разных источников было потрачено 10,4 миллиарда рублей. Сейчас все бюджетные объекты окружного и муниципального уровня приборами учета оснащены на сто процентов. Количество проведенных энергоаудитов зданий и промобъектов превысило 50 процентов.

    В округе поставили задачу снизить энергоемкость внутреннего регионального продукта к 2020 году на 40 процентов по сравнению с 2007 годом. Наибольшая доля в этой работе придется на промышленность, но самое ожидаемое в этой сфере связано с "коммуналкой", регулированием и удержанием тарифов, считают в правительстве Югры.

    Эксклюзивным энергосберегающим решением можно назвать энергоэффективные дома, которые начали появляться в округе в прошлом году. Это здания, оборудованные системой так называемого погодного регулирования. Есть такой показательный дом и в столице Югры, Ханты-Мансийске. Его стены дополнительно утеплены и обработаны составом, защищающим от промерзания. Дом потребляет ровно столько тепла, сколько нужно для поддержания комфортной температуры, в зависимости от погоды. Есть в нем специальные датчики, фиксирующие температуру на улице и в доме, они открывают "задвижку" на теплоподаче ровно настолько, насколько это нужно. Сейчас опыт эксплуатации таких зданий внимательно изучают и анализируют.

    Усилия югорчан оценены: из федеральной казны в виде субсидии на реализацию программы по энергосбережению в минувшем году было выделено 120 миллионов рублей. К ним добавлены региональные деньги - в итоге больше 460 миллионов было направлено на закупку энергосберегающего оборудования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на обучение специалистов и пропаганду "энергосберегающего" поведения югорчан.

    Поделиться