07.04.2013 23:45
    Поделиться

    "Справедливая Россия" окончательно отказалась от уличных протестов

    Признаки партийного прорыва поначалу были почти незаметны. В Государственной думе эсеры нечувствительно заняли зал фракционных заседаний, в котором до сих пор сидели единороссы - потому что СР в своем было тесно, а ЕР в своем - чересчур просторно. Но после партийной конференции, прошедшей в пятницу в подмосковных "Снегирях", сомнений уже не осталось: эсеры всерьез претендуют на захват знамени партии власти.

    А ведь буквально два года назад эксперты были убеждены, что дни партии сочтены: региональные отделения отваливались одно за другим, из партии вышли видные функционеры, не в последнюю очередь обеспечивавшие существование эсеров. Лидера партии Сергея Миронова изгнали с поста спикера Совета Федерации, стан эсеров покинули Александр Бабаков, Василий Шестаков, Кира Лукьянова, Елена Вторыгина и даже Евгений Плющенко.

    Затем злопыхатели тщательно прицелились - и ударили по партийному бренду. Игорь Львович Зотов заявил о том, что эсеры предали интересы пенсионеров и теперь его партия, в свое время примкнувшая к СР, "отмыкается" обратно. Четкого видения пенсионной реформы у него при этом не было, но послушные пенсионеры согласились отколоться - с тем, чтобы в перспективе примкнуть к ОНФ.

    Следующей откололась партия "Родина". Ее бывший лидер Дмитрий Рогозин на съезде движения "Родина-КРО" заявил о рейдерском захвате его детища. Родинцы провозгласили выход своего сегмента из СР и пообещали ОНФ тесное сотрудничество.

    "Зеленые" покинули "новых социалистов" задолго до того - еще в 2008 году. А вот лидера "Народной партии" Геннадия Гудкова и сына его Дмитрия исключили без всякого желания с их стороны совсем недавно. На подходе Илья Пономарев, перешедший к социалистам от КПРФ. Бывший жириновец Алексей Митрофанов уже оказался в административной изоляции - после того, как пренебрег решением партии о кандидатуре премьер-министра и был исключен из стройных желто-красных рядов.

    Особо тяжелую моральную "травму" руководству партии нанес некий Леонид Левин. Председатель партии Николай Левичев собственноручно внес его кандидатуру в "федеральную восьмерку" на выборах, гарантировав ему думское кресло. Но не прошло и полгода, как Левин примкнул к "вольным стрелкам" во главе с Митрофановым, который уже открыто работал с ОНФ и "Единой Россией".

    И буквально в минувшую пятницу оказалось, что "Справедливая Россия" отказывается от последнего столпа в Совете Федерации - из партии была исключена Валентина Петренко. Впрочем, возможно, здесь сработали иные механизмы: срок полномочий Петренко истек 1 января - то есть, сначала она перестала быть последним столпом, а потом ее исключили - так же, как и Людмилу Нарусову, также изгнанную из партии в пятницу. Формулировка "за утрату связи с партией" при желании легко читается как "за утрату связей".

    Казалось, эпоха эсеров заканчивается, но пятничная партконференция расставила все по местам.

    За несколько минут до начала конференции "РГ" поинтересовалась у председателя партии Николая Левичева, можно ли до сих пор считать СР оппозиционной партией. "Вам нужно послушать мой доклад, - ответил тот. - И все станет понятно".

    После этого Левичев выступил с пространным докладом. Нельзя сказать, что после этого все карты легли рубашками вниз, но понятным действительно стало очень многое. Прежде всего, - что от уличных протестов партия абстрагировалась окончательно и бесповоротно.

    "В политической жизни произошли серьезные изменения, связанные с вырождением белого протеста, - так говорил Левичев. - Люди разочаровались".

    Говоря о партиях, председатель перешел на высокий штиль: "В КПРФ снобизм и высокомерие в веригах неосталинизма и в рубище страдальцев за народ. А что до ЛДПР - никакое ток-шоу не способно заменить партийного развития".

    Перспективу партии Левичев обрисовал достаточно четко, по сути, действительно ответив на вопрос "РГ": "Априори демонизировать любую власть непрагматично... В структурах госуправления много профессионалов с опытом... Парламент - важнейший институт молодой отечественной демократии. И участвовать в расшатывании устоев мы не должны и не будем". После чего Левичев перешел  к сути: "Сама идея создания надпартийной политической площадки для коммуникаций - традиционная идея оппозиции. Задача конструктивной социал-демократической партии не упустить, достичь собственных программных целей, используя площадку общероссийского народного фронта. ОНФ - не реинкарнация партии власти, а рабочий инструмент президента, который внятно обозначил надпартийную позицию. Социология показывает среди сторонников СР - 60 % сторонники Путина".

    Но против революционной инициативы председателя партии выступили сразу два "козыря", которые также фигурировали в федеральном списке партии в 2011 году: Оксана Дмитриева и ее супруг Иван Грачев, который, пожалуй, впервые высказался на тему, далекую от ядерной энергетики. Некоторые делегаты признавались, что в душе аплодировали выступлениям, но вслух уже негромко прощались со смутьянами, предполагая в них очередных кандидатов "на вылет".

    Похоже, они просто не поняли стратегического прицела председателя - столь же очевидного, сколь хитроумного. Сегодня фракция "Единой России", частично сформированная из членов ОНФ, уже насыщена бывшими членами СР. Среди них - Александр Бабаков, Михаил Старшинов, Василий Шестаков, Эльмира Глубоковская,  Александр Сидякин. В числе последних в Думу по квоте ОНФ прошла бывший руководитель Архангельского отделения СР Елена Вторыгина.
    Именно поэтому эсеры сегодня максимально заинтересованы в сотрудничестве с ОНФ. Надпартийная организация, которая, вроде бы, демонстративно дистанцируется от единороссов, но при этом готова к диалогу, по мнению расчетливого эсерского тандема,  вполне способна стать трамплином для партии, которая, наконец-то сможет с чистой совестью решительно ответить на чапаевский вопрос: мы за Путина, но против "Единой России".

    Поделиться